Коррупция как социальное и правовое явление. К вопросу определения понятия и причин коррупции Причины и условия возникновения коррупции

Коррупция как социально-правовое явление

"Коррупция" - понятие скорее социальное или криминологическое, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как явление Агыбаев А.Н. Ответственность должностных лиц за служебные преступления. - Алматы: Жетi жаргы, 1997.С. 181. .

Одним из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Оно присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную ("испорченную") форму монархии. О ней писал Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители. По словам Ш. Монтескье, "известно уже по опыту веков, что всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела" 9 .

Так, уже памятники права стран Древнего Востока содержали нормы, направленные на пресечение коррупционного поведения должностных лиц. Например, Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.) содержали санкцию в отношении судьи, который злоупотреблял служебным положением 9 . Тема коррупции обнаруживается в документах в Иерусалиме в VI в. до н.э., в библейских текстах, в античной истории Богданов И.А., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально экономические и правовые аспекты.М., 2001. . Коррупция, по мнению И.А. Богданова, А.П. Калинина, стала одной из причин распада Римской империи Богданов И.А., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально экономические и правовые аспекты.М., 2001. .

Если обратиться к истории коррупции в России, то достаточно вспомнить систему "кормления", существовавшую в феодальной России, казнокрадство, мздоимство и лихоимство чиновников в XVIII-XIX вв., столь ярко запечатленные в произведениях классиков русской литературы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина Криминология: Учебник / Под ред. проф.В.Н. Бурлакова, проф.Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. . Одним из активных борцов с коррупцией в среде чиновничества выступал Петр I. Им была продолжена политика уголовно - правовых и предупредительных мер борьбы с коррупцией, в частности введена равная уголовная ответственность подкупателей и подкупаемых, а также сделана попытка привлечения для борьбы с коррупцией всего населения страны: было разрешено всем людям, независимо от чина, доносить лично ему о лихоимстве, а за справедливы донос определялась награда - движимое и недвижимое имущество преступника и даже его чин Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Советский период был отмечен двумя всплесками коррупционной преступности: первый приходится на 20-е годы - время так называемого нэпа, а второй на 70-80-е годы - период застоя и разложения советского строя.

В современных условиях, расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратило коррупцию в интернациональную проблему. Незаконные коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира. Ни одно государство в мире не может считать себя застрахованным от факта коррупции. Коррупция свойственна всем странам, независимо от географического расположения, политического устройства и уровня экономического развития.

Таким образом, коррупция является сложным социально политическим и социально правовым явлением, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Как и у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного всеобъемлющего определения. В научной, учебной и публицистической литературе существует огромное методологическое разнообразие подходов к пониманию коррупции, даются различные его трактовки. Поэтому на данном этапе развития исследований о коррупции сложно предложить единое понятие коррупции Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности. с 113-117 Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник / М. 2009 .

Этимологически термин "коррупция" происходит от латинского corruption - "порча", "подкуп". Эти два слова определяют разное понимание коррупции Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

Г.К. Мишин утверждает, что латинский термин "corruptio" происходит от двух корневых слов cor (сердце, душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе государственной власти. Более того, полагаю, что речь идет именно о распаде духовности чиновников, но не как развращенной группы, а как части социума Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. - М. - 1991. .

"Хотя понятие коррупции, - говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., - должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие" Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов.М., 1990.С. 323. . В данном случае под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и из служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением. Преимущественно как подкуп (активный и пассивный) рассматривает коррупцию Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в Палермо 12-15 декабря 2000 г., и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию отнесено также злоупотребление влиянием в корыстных целях Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

По мнению Б.В. Волженкина, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки.М., 1999. №1.С. 30. .

А.И. Долгова определяет коррупцию как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог - Н.Ф. Кузнецова Цит. по: Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы) // Предупреждение коррупции в полиции (милиции): Материалы международного научно-практического семинара (11-12 февраля 2002 г.). - М., 2002. .

Существует и иной подход к коррупционной деятельности, в параметрах которого она анализируется как социальное явление в плане более широком, чем подкуп и взяточничество. Так, по мнению Д. Бейли, коррупция представляет собой злоупотребление властью как результат ее использования в личных целях, которые не обязательно должны быть материальными, а К. Фридрих считает, что коррупция - это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет. Дж. Най определяет коррупцию более развернуто, - как поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных материальных или статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды деятельности относительно частного влияния Голиков Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. .

25 декабря 2008 года был принят Федеральный Закон №273-ФЗ "О противодействии коррупции". Статья 1 данного закона содержит законодательное понятие коррупции. Под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228 .

Таким образом, коррупция - понятие не столько уголовно-правовое, сколько собирательное, охватывающее правонарушения самого различного вида.

Некоторые авторы, однако, считают, что представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажутся за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона Саттаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого? // Брошюра в Российской газете. - М., 1998.С. 15. .

И все-таки, в настоящее время говорить о применении унифицированного определения коррупции еще рано. Выработка единого понятия о коррупции, и определение универсального способа борьбы с ней - это сложный эволюционный процесс. Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения. Во-первых, углубления теоретического уровня познания коррупции, а именно формирования четкого правового определения, исследования причин возникновения коррупции и факторов, способствующих ее развитию. Во-вторых, изучения влияния коррупции на экономическую, социальную и политическую жизнь общества, и формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности. с 113-117 Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник / М. 2009. .

коррупция преступность россия

Как считает А.Н. Агыбаев, коррупция - это "типичный вид беловоротничковой преступности. Следовательно, она высоколатентна, часто отличается изощренностью и причинением крупного ущерба. Особая опасность коррупции состоит в том, что она как раковая опухоль перерождает государственный аппарат, приводит к его необратимым изменениям" Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учеб. пособие. - Алматы, 2003. .

"Коррупция в органах власти и управления, - отмечается в Указе Президента Российской Федерации "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г., - ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы".

Таким образом, можно говорить об экономических, политических и социальных последствиях коррупции.

К экономическим последствиям коррупции относится:

нарушение конкурентных механизмов рынка и, как следствие, снижение эффективности рынка и дискредитация идей рыночной экономики;

расширение сектора теневой экономики, что, в частности, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет;

неэффективное использование бюджетных средств при распределении государственных заказов и кредитов;

повышение цен за счет коррупционных "накладных" расходов и др.

Среди политических последствий коррупции следует указать:

уменьшение доверия населения к власти, возрастания ее отчуждения от общества;

угроза разложения демократических институтов вследствие того, что граждане разочаровываются в ценностях демократии;

падение престижа страны и угроза ее экономической и политической изоляции и др.

Наконец, социальные последствия коррупции заключаются в:

дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества;

закреплении и увеличении имущественного неравенства, поскольку коррупция приводит к несправедливому перераспределению средств в пользу узких олигархических групп;

укреплении организованной преступности вследствие сращивания ее с коррумпированным государственным аппаратом, в том числе с правоохранительными органами, и др.

В результате всего этого увеличивается социальная напряженность в обществе, что отражается на экономике и угрожает политической стабильности в стране Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф.Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

Вместе с тем сторонники функционального и институционального подходов к исследованию коррупции (М. Вебер, С. Хантингтон, Я. Таковский, Л.М. Тимофеев и др.) отмечают определенную положительную роль коррупции, особенно в развивающихся обществах, видя в ней способ устранения или снижения различных бюрократических препятствий на пути экономического и политического развития. Рассуждают о полезности коррупции и некоторые современные экономисты. Так, утверждается, что в переходный период коррупция сыграла роль смазки, облегчившей трудный переход от административно-командной системы к новому экономическому укладу, и что с помощью коррупции сохранилось "равновесие в экономике" (А.Л. Лившиц) Тоже.

Проблема разрастания масштабов коррупции представляет собой серьезную угрозу функционирования государственной власти, верховенству закона и права, демократии и правам человека, затрудняя формирование правового государства и гражданского общества. В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В. Путин особо подчеркнул, "что, не смотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развитии - коррупцию" Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Безусловно, коррупция относится к тем факторам, которые способны обострить политическую жизнь в государстве, а также экономические и социальные проблемы, а в сочетании с другими обстоятельствами - дестабилизировать жизнь общества. Поэтому не случайно в государствах с высоким уровнем развития, как властных структур, так и институтов гражданского общества антикоррупционным мероприятиям уделяется самое пристальное внимание, что, конечно, не позволяет коррупционерам чувствовать себя комфортно. И в тоже время исключить коррупцию из социальных практик так и не удается 28 .

Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Многочисленные письменные памятники свидетельствуют, что явление коррупции существует на протяжении многих тысячелетий. Уже при зарождении первых общественных организационных форм в качестве средства воздействия на них был опробован подкуп. С течением времени взяточничество стало проникать во все значимые государственные образования. Широкое распространение коррупции приводило даже к гибели отдельных государств. До нас дошло выражение короля Македонии Филиппа II о том, что «не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом».

Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона, - относится ко второй половине XXIV в. до н. э. В эпоху шумеров и семитов Царь Лагаша (древнего города - государства в Шумере на территории современного Ирака) Урука- гина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения и упорядочения платежей за обряды. Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи.

В римском праве термин «соггитреге» означал «разламывать, портить, повреждать», «фальсифицировать показания», «обесчестить девственницу», но в то же время «подкупить судью (претора)». Предусматривались в качестве отдельных важных исков actio de albo corruptio - против того, кто повредил или изменил выставленный текст преторского эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, писавшихся черными или красными буквами. Или, например, actio de servo corrupto - иск, который подавался любому управомоченному по роду дела против того, кто нравственно развратил чужого раба (подговорил его совершить преступление).

Содержится упоминание о коррупции и в величайшем памятнике римского права - Законах двенадцати таблиц: «Таблица IX. 3. Авл. Геллий, Аттические ночи, XX. 17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении и были уличены в том, что приняли денежную мзду по делу?».

В Древней Руси первое упоминание о коррупции в форме «посула», т.е. незаконного вознаграждения, относятся к Двинской уставной грамоте XIV века. Многочисленные русские исторические и литературные источники свидетельствуют о широкой распространенности коррупции на Руси. Мздоимство бояр, иных чиновников, которому способствовали системы «кормления», а также полное бесправие низших классов стали воистину национальным бедствием.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») - 12 тысяч рублей.

Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др.

Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество - это «социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества». Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а «советский административноуправленческий аппарат - это аппарат нового типа». В качестве причин коррупционных проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. В юридической литературе можно встретить различные определения понятия «коррупция», которые делают акцент на той или иной стороне этого явления. Более того, содержание дефиниции «коррупция» в юридической, политологической и экономической литературе неоднозначно. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить ее существенные признаки. Трудности исследования феномена коррупции связаны с его многогранностью и проникновением в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук, применяющих различный инструментарий и использующих собственную терминологию, но исторически первое определение коррупции относится именно к области права.

Несмотря на частоту употребления понятия «коррупция» в профессиональной, периодической и массовой литературе, в научном кругу нет единства относительно понимания термина и сути явления. Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruptio («порча, подкуп»). В сущности, эти два слова определяют понимание коррупции и дают возможности для интерпретации этого явления. Согласно словарю С.И. Ожегова, «коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» . В Российской юридической энциклопедии дается такое определение государственной коррупции: «использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях» .

Очень часто в среде профессиональных криминологов коррупцию олицетворяют со взяточничеством. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» .

Схожую позицию до недавнего времени занимала проф. Н.Ф. Кузнецова. По ее мнению, коррупция - «социальнонегативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими» . Эта точка зрения совпадает с осознанием коррупции в обществе (так, например, по данным ВЦИОМ 45 % россиян понимают под коррупцией взяточничество чиновников) . Однако такой подход представляется зауженным и не позволяет охватить все многообразие форм коррупции, которые мы имеем в действительности. Профессор Б.В. Волженкин дает следующее определение: «коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» .

Ю.М. Антонян считает, что «коррупцию в самом широком смысле можно определить как совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незаконно оплатил такое действие. При этом сами действия могут быть вполне законными».

Ссылаясь на «традиционное значение» слова «коррупция», Н.А. Лопашенко настаивает на том, что коррупция - подкуп и не что иное: «Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные, на мой взгляд, не могут расцениваться как коррупционные.

Иная позиция, трактующая коррупцию более широко, основана на отождествлении противоправных должностных и служебных деяний и деяний коррупционных. Между тем, последние далеко не охватывают всех разновидностей неблаговидного и даже преступного поведения должностного лица или служащего. Коррупционные деяния не сравнимы по степени общественной опасности с должностными и служебными правонарушениями; они гораздо опаснее как раз потому, что всегда представляют собой сделку между должностным или служебным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении» . Профессор В.С. Комиссаров считает, что коррупция - это «использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» .

По мнению профессора С.В. Максимова, коррупция - это «использование государственными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) либо предоставление названным лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера)» .

Профессор В.В. Лунеев подчеркивает, что коррупция - явление, более широкое, чем взяточничество: «Мы знаем, что коррупция не сводима к взяточничеству. Она охватывает любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью» .

Г.К. Мишин также склоняется к широкому пониманию коррупции, определяя ее как «явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных (в широком смысле - индивидуальных и групповых, материальных и иных) целях» .

Подчеркивая, что «понятие "коррупция" и "корыстные злоупотребления по службе" равнозначны по своей сущности и содержанию», П.А. Кабанов дает следующее определение коррупции: «совершение деяния как должностным, так и частным лицом, в результате которого нарушается принцип государственной службы - бескорыстное служение интересам общества, заключающееся в неправомерном завладении должностным лицом материальными ценностями, деньгами или в получении услуг материального характера, а равно предоставление их иными лицами в формах, запрещенных уголовным законом» .

Существуют определения, в которых суть коррупции передается через образы. Так, например, Г.Н. Борзенков считает, что коррупция - это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях . Или, например, подход А.В. Кирпичникова, который считает, что коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» .

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», «коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» .

Одно из самых известных определений содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией. Согласно данному документу, «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях». Практически идентично с ним определение Всемирного Банка: «Коррупция - злоупотребление государственной властью ради личной выгоды» .

Более развернутое определение разработано в 1995 г. междисциплинарной группой Совета Европы по коррупции: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» .

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН, отмечается, что должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают каких-либо актов коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними. В комментарии к данной статье отмечается, что: a) любой акт коррупции, как и любое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию правопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если те не могут или не хотят обеспечивать соблюдения законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений;

b) хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей по причине требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место быть такое действие или бездействие;

c) выражение «акт коррупции», о котором говорится выше, следует понимать и как подразумевающее попытку коррумпирования .

Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая на уровне Организации американских государств (ОАГ) 29 марта 1996 г., относит к «актам коррупции» (ст. 6 Конвенции) активный и пассивный подкуп госслужащих, «любое действие или воздержание от действия при исполнении обязанностей с целью незаконного получения выгод для себя или для третьей стороны», мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного от коррупции, соучастие в любом коррупционном преступлении.

В соответствии с Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», понимание коррупции вытекает из перечня мер, которые надлежит принять на национальном уровне. В Конвенции предусмотрен обширный перечень коррупционных деяний, подлежащий криминализации:

  • - активная и пассивная коррупция национальных и иностранных должностных лиц;
  • - активная и пассивная коррупция депутатов национальных, иностранных и международных представительных органов;
  • - активная и пассивная коррупция в частном секторе;
  • - активная и пассивная коррупция судей и членов иностранных и международных судов;
  • - торговля должностным влиянием с участием национальных и иностранных государственных служащих .

Таким образом, Конвенция Совета Европы в целом сводит коррупцию к подкупу, хотя следует отметить, что в перечень коррупционных деяний включены не только взяточничество государственных чиновников, но и коррупция частных управленцев, а также подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций.

Согласно Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 1999 г., «коррупция» означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового. Давая столь необычное определение, Конвенция в той же статье указывает, что используется данное понятие исключительно «для целей настоящей Конвенции», т.е. оно ни в коем случае не претендует на универсальность.

В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. закреплено несколько положений, касающихся борьбы с коррупцией. Статья 8 Конвенции против транснациональной организованной преступности рекомендует устанавливать уголовную ответственность за следующие действия:

a) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого- либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

b) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей .

Таким образом, коррупция - социальное явление, не сводимое ко взяточничеству и иным формам подкупа. Коррупция включает в свою структуру широкий спектр корыстных деяний, совершаемых субъектами власти и управления в публичном и частном секторах с использованием своего служебного положения. В юридическом определении коррупции должны быть отражены следующие признаки: социальная сущность (разложение власти), нормативный характер (запрещенность нормами права), корыстная мотивация.

Под коррупцией можно понимать:

  • 1) подкуп, получение или дачу взятки, иные коррупционные преступления;
  • 2) любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (например, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

К лицам, имеющим публичный статус, могут быть отнесены депутаты, руководители и должностные лица политических партий и другие лица, которые не наделены полномочиями государственных служащих, но могут оказывать влияние на деятельность должностных лиц, обладающих организационнораспорядительными функциями, своим авторитетом или своим общественно-политическим положением на членов политической партии, являющихся должностными лицами, т.е. так называемые политические должностные лица.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, воинское должностное лицо и т.д.), имеющий полномочия и использующий их вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц.

Полномочия при этом могут быть как постоянными, так и временными. Последние характерны, например, для экзаменатора (во время вступительных экзаменов, сессии) или врача (принимающего решение или участвующего в принятии решения о годности к военной службе). Данный вывод подтверждается устоявшейся судебной практикой. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», к организационно-распорядительным функциям, являющимся элементом статуса должностного лица, относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Многообразие точек зрения и подходов к пониманию коррупции свидетельствует о сложности этого социального явления, требующего глубокого и всестороннего изучения. В данной работе основное внимание сосредоточено на углубленном теоретико-правовом исследовании сущности коррупции, ее истоков, признаков и отличительных черт, тех факторов, которые определяют ее негативное содержание и отрицательно-разрушающее влияние на политическую, экономическую, социальную и духовно-нравственную жизнь общества и каждого человека. Рассмотрение коррупции будет проведено не в узком формально-правовом плане, что само по себе крайне важно, а в широком смысле -- сквозь призму всей системы общественных отношений Малько А.В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 38.

Явление коррупции исследуется в рамках различных подходов, течений и направлений научной мысли. Теории различных дисциплин изучают отдельные аспекты коррупции, а многообразие этих подходов свидетельствует не только об актуальности этого явления, но и о том, что коррупционные отношения еще недостаточно изучены. И в первую очередь это связано с тем, что данное явление не столь доступно для изучения. А во-вторых, проявления коррупции, ее механизмы и формы носят абсолютно латентный характер.

Это вполне понятно и оправданно. Ведь коррупция -- это не отдельный аморальный или противоправный проступок. Если бы это было так, то и понятия «коррупция» не потребовалось Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25. Коррупция -- это структурно сложное социальное явление, которое присутствует практически везде, поражает все сегменты общественной жизни, прежде всего те, где соприкасаются интересы общества, государства, бизнеса, чиновников и граждан, где легче найти выгодный компромисс с властью и конкретными ее представителями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25.

Слово «коррупция» дословно с латинского переводится как совращение, подкуп, порча, упадок, извращение, разложение, расстройство Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 2003. С. 205. Этот термин сложился в результате интеграции двух латинских слов: а) «corei» -- сообщество из нескольких субъектов по поводу единого предмета спора и б) «rumpere» -- нарушить что-либо. Коррупция в этом смысле -- нарушение несколькими лицами сложившихся в обществе норм права и морали для получения взаимной личной выгоды.

Трудно не согласиться и с теми авторами, которые термин «коррупция» трактуют иначе Мишин Г. К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2010. С. 264. С их точки зрения, термин corruptio происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции состоит не в подкупе и продажности публичных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в т. ч. органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция является широко распространенным явлением. По оценкам некоторых экспертов, количество правонарушений, связанных с коррупцией, со времен Советского Союза возросло в разы - она стала широко распространенным социально негативным явлением. В научной литературе нередко высказываются точки зрения, и не только юристов, о том, что коррупция является наследием прошлого и что рост числа коррупционных деяний - результат перехода от прежней системы к построению новой России. А существующие масштабы коррупции - это цена, которую стране приходится платить за такие преобразования. Кроме того, коррупция затронула если не все, то большинство ветвей государственной власти, включая и судебную. Ряд авторов и политических деятелей не исключают, что коррупцией поражена вся политическая система Долгова А. И. Криминология: Краткий учебный курс/Азалия Долгова. / М.: Издательство "Норма", М.: ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2010., Иншаков С.М..Криминология: Учебное пособие/Сергей Иншаков. М.: Юриспруденция ИД ООО, ИНФРА-М.,2012. С. 37.

Сущность коррупции заключается в «злоупотреблении служебным или социальным положением в корыстных интересах» Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой / Под ред. И. Сикоры. Киев, Визком. 2002. С. 9, злоупотреблении общественным доверием для получения неоправданных личных выгод и преимуществ в результате неофициального использования имеющихся правовых и социально-статусных возможностей.

В этом смысле ее отличают:

Сознательное подчинение публичных интересов интересам личным, корыстным;

Скрытность;

Наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает решение, и теми, кому оно выгодно;

Попытка гарантированно защитить акт коррупции соответствующим юридическим обоснованием;

Аморальность Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 26.

Хотя значительная часть коррупционных проявлений общественным сознанием не воспринимается как аморальное поведение.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества могут и чаще всего не совпадают с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как антинародные и коррумпированные Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 12. Нередко бывает как раз наоборот.

В юридическом смысле коррупция -- это все то, что подпадает под коррупционное деяние (действие или бездействие) с точки зрения действующего антикоррупционного законодательства. Естественно, что чаще всего коррупционным является правонарушение (преступление или проступок) связанное со злоупотреблением служебными полномочиями, превышением полномочий и использованием служебного положения или социального статуса в корыстных целях.

Правовой аспект опасности коррупции состоит также в принятии законодателем нормативных документов, выгодных и удобных криминальным структурам, в предоставлении заинтересованным лицам широких возможностей для произвольного их толкования; в пробелах правового регулирования коррупционно возможных общественных отношений; в преднамеренном искажении содержания законов правоприменителем с целью, например, получения взятки. Ни о каких «законопослушности», «верности службе», «радении о должности», «доброй воле», «профессиональной чести», «бескорыстии» в этом случае речь уже не идет Уголовное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. Ф. Здравомыслова. М., 2010. С. 390.

Судя по сегодняшней ситуации, это явление приобрело системный характер и затрагивает практически все общество, включая его основы. А высокий уровень коррупции характерен как для сектора государственного управления, так и для частного сектора. К сожалению, он присущ и государственным структурам, призванным противодействовать коррупции, в частности, правоохранительным органам. Однако в оценке уровня и масштабов коррупции в России не существует единого мнения, более того, эта информация носит довольно общий характер и во многом основывается на предположениях. Ситуация, которая сложилась в стране, нуждается в более подробном изучении, например, путем проведения углубленных научных исследований, анализа и оценок, а также выработке научных рекомендаций, которые дали бы более детальное представление о масштабах и формах коррупции в стране, как на общенациональном, так и региональном уровне. Ведь для того, чтобы подобные комплексные научные исследования имели высокую степень легитимности и объективности, они должны в идеале проводиться постоянно. Более того, они должны основываться на официальных и научных данных, а также на информации со стороны гражданского общества и на отработанной методике международного сообщества.

В экономическом смысле коррупция -- это латентно организованный и незаконно функционирующий механизм принудительного отчуждения собственности и корыстного перераспределения национальных богатств в ущерб государству, местным сообществам, бизнесу, гражданам. Это продажа должностных правомочий, имеющая место, как в государственном, так и частном секторе, определяется как контрактное взаимодействие между экономическими агентами на основе злоупотребления позицией ради частной выгоды Чашин А. Н. Коррупция в России. М., 2009. С. 9. Коррупция позволяет не только изымать и присваивать чужую собственность, но и существенно ограничивать автономию и свободу личности, ущемлять право человека на дееспособность Известия Российского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2008. № 26. С. 38--49; Бочкарев С. А. Русские мыслители об антро-пологическом смысле собственности // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 26 (60): Аспирантские тетра-ди: Научный журнал. СПб., 2008. С. 38--49.

Анализируя социальный смысл коррупции, ученые, в т. ч. юристы-теоретики, утверждают, что коррупция -- это не что иное, как отказ от ожидаемых стандартов поведения ради незаконной личной или корпоративной выгоды.

Коррупцию нельзя объяснить поведением отдельного чиновника и сводить лишь к элементарному противоправному распределению услуг, имущества, информации или злоупотребления ими. Хотя внешне все выглядит именно так. В таком случае коррупция не получает должной ценностно-аксиологической интерпретации. Поэтому мы разделяем точку зрения профессора С.А. Бочкарева, который коррупцию предлагает рассматривать как систему общественных отношений, когда общество и отдельные его члены являются не только объектами коррупционных посягательств, но и самостоятельными субъектами коррупционных отношений Бочкарев С. А. О противодействии коррупции в Российской Федерации: новые подходы без инноваций // Право и политика. 2008. № 11. С. 2591--2594.

С точки зрения морали коррупция трактуется как циничная подмена законов и нормальных человеческих отношений извращенным пониманием всех здоровых норм и принципов общественного бытия: честности, порядочности, принципиальности, скромности. Результат же один -- незаконное обогащение одних за счет других, дискредитация официальной власти и усиление властных возможностей коррупционеров, ослабление здоровых нравственных начал и утверждение аморальных норм.

Коррупция -- это альтернатива праву и морали. Это базовый атрибут, лишающий право и мораль монополии регулирования общественных отношений. Если твердо не противостоять этому злу, то она разрушит буквально все. И очень быстро.

В каждой конкретной стране коррупция, естественно, имеет свои особенности. Свои особенности отличают и российскую коррупцию, которая:

а) стала неотъемлемой частью образа жизни российского общества, не встречает негодования и отторжения у большинства населения;

б) базируется на мощных политических, финансово-экономических и информационных ресурсах, что объективно создает благоприятный моральный климат для коррупционных действий;

в) превратилась в системное явление, проникла во все структуры государственной системы, бизнеса, культуры и социальной сферы;

г) становится все более политизированной, неотъемлемым элементом борьбы за политическую и административную власть;

д) становится все более устойчивым явлением, трансформируется в «мощные коррупционные сети», порождая атмосферу правового нигилизма, недоверия к власти и рыночным механизмам. Некоторые исследователи заговорили даже о «коррупционной оккупации» Малько А. В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 38;

е) в значительной части отличается некриминальностью -- коррупционные вознаграждения принимаются за абсолютно законные действия, которые взяточник обязан совершить в соответствии со из своими должностными обязанностями. Наблюдается также тенденция легализации коррупции, то есть придание видимости законности коррупционных сделок и их маскировки с помощью официально созданных сетевых систем оказания услуг и их оплаты;

ж) стала на путь интернационализации и глобализации. Активизируется коррупционно продуманный кадровый обмен между государствами и коммерческими организациями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 36.

Поэтому в нашей стране борьба с коррупцией не может быть простым делом, антикоррупционная стратегия может быть реализована только как сложная система самых разнообразных действий государства, общества и всех граждан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.

3 слайд

Описание слайда:

Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально-нравственного состояния общества. Современный подход: термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.

4 слайд

Описание слайда:

Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм; Коррупция как реализация интересов; Коррупция как стратегия группового поведения; Коррупция как системная неэффективность.

5 слайд

Описание слайда:

Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах

6 слайд

Описание слайда:

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.

7 слайд

Описание слайда:

«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.

8 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

9 слайд

Описание слайда:

Сущность коррупции как социального явления заключается: в разложении структуры власти; перераспределении ресурсов в пользу тех или групп; использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.

10 слайд

Описание слайда:

Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.

11 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции экономический упадок; политическая нестабильность; несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; непрозрачность власти; неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

12 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.

13 слайд

Описание слайда:

Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений; - Возможность монополизировать общественные материальные ценности; - Низкий уровень подочетности органов государственной власти.

14 слайд

Описание слайда:

Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации -муниципальное образование); Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); Таможенный контроль; Регистрация прав собственности; Регистрация недвижимости; Проведение проверок контролирующими органами; Выдача заключений и разрешений; Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении

15 слайд

Описание слайда:

Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства Высокий уровень административного усмотрения; Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; Неудобный для клиента «интерфейс»; Правовая неграмотность государственный служащих; Слабость внутреннего административного контроля; Отсутствие практики внутреннего аудита; Неразвитость аудита эффективности; «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).

16 слайд

Описание слайда:

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

17 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Правовая основа противодействия коррупции Основные принципы противодействия коррупции Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции Организационные основы противодействия коррупции Меры по профилактике коррупции Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

18 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

19 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Экономические: Нарушение конкурентных механизмов рынка Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов Неэффективное использование бюджетных средств Рост цен за счет коррупционных издержек Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата «расползание» коррупции на бизнес и НПО

20 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Социальные последствия: Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития Закрепление и увеличение имущественного неравенства Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей Укрепление оргпреступности Рост социальной напряженности

21 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Политические: Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов Деградация доверия к власти Падает престиж страны Профанируется политическая конкуренция Дискредитируется политический режим

22 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.

23 слайд

Описание слайда:

Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.

24 слайд

Описание слайда:

Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), Transparency International (Берлин, ФРГ), Political Risk Services (Сиракузы, США).

25 слайд

Ключевые слова

КОРРУПЦИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА / ЮРИСТ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CORRUPTION / LAW / STATE / SOCIETY / SYSTEM / LAWYER / ANTI-CORRUPTION POLICY / EDUCATION / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Ахметов Арман Серикович

Анализируется природа и сущность коррупции как отрицательного социального явления. Автором выделены основные характерные черты и базовые принципы коррупции , которые раскрывают ее содержание и специфические особенности. Особое внимание уделяется анализу существующих научных подходов в области изучения особенностей феномена коррупции . Статья подготовлена на основе научных исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам коррупции . Приводятся меры по профилактике коррупции , а также даны рекомендации, направленные на повышение эффективности противодействия коррупционным явлениям в обществе . По мнению автора, коррупция это антиправовое поведение индивида, имеющее отрицательный вектор относительно существующих норм права и правил поведения в обществе , основанное на сформированном коррупционном правосознании личности. Коррупционное правосознание формируется вследствие низкого уровня жизни населения, т. е. оно отражает уровень экономического развития страны, успешности проведения правовых реформ. Кроме того, низовая коррупция обусловливается слабой эффективностью работы государственного аппарата. Сформулирован вывод, что процесс искоренения коррупции возможен только при общих усилиях как государства и общества , так и различных институтов гражданского общества и, в конечном счете, каждого гражданина, несущего ответственность за собственные поступки и принимающего активное участие в антикоррупционной политике государства .

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Ахметов Арман Серикович

  • К вопросу об изучении коррупции как социального явления

    2018 / Ахметов Арман Серикович
  • Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции

    2017 / Цирин Артем Михайлович, Матулис Сергей Николаевич, Молчанова Марина Алексеевна
  • Правосознание и правовая культура как инструмент противодействия коррупции

    2017 / Телегина Е.Г.
  • Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины

    2016 / Хабриева Талия Ярулловна
  • Теоретический аспект виктимологического подхода к минимизации коррупционной активности сотрудника ФСИН России

    2017 / Кученев Андрей Владимирович
  • Развитие гражданского общества как важнейший элемент государственной антикоррупционной политики и интеграции современного российского общества

    2016 / Тарская Ольга Юрьевна, Макеев Фёдор Анатольевич
  • Рецензия на монографию «Коррупция: природа, проявление, взаимодействие» /отв. Ред. Акад. Ран Т. Я. Хабриева. М. : ИД «Юриспруденция», 2014. 688 с

    2016 / Милюков Сергей Федорович, Савченков Алексей Викторович
  • Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы

    2012 / Хабриева Талия Ярулловна
  • Проблемы формирования правовой культуры современного общества

    2017 / Ахметов Арман Серикович
  • Правовые аспекты предупреждения коррупционных правонарушений

    2015 / Черепанова Екатерина Викторовна

This article is devoted to the analysis of the corruption "s nature and essence as a negative social phenomenon. In the process of writing the article, the author highlighted the main features and basic principles of corruption , which reveal its content and specific features of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the researchers" existing scientific approaches in the field of studying the peculiarities of the corruption phenomenon. The present research is based on domestic and foreign authors" researches on the problems of studying corruption . The article cites measures to prevent corruption and also develops recommendations aimed at increasing the effectiveness of counteracting the corruption phenomena in society . In the author"s opinion, corruption is the anti-legal behavior of an individual who treats negatively the existing legal norms and rules of conduct in a society based on the formed individual"s corrupted legal awareness. Corrupted legal awareness is formed due to the population"s low standard of living, i.е. it reflects the level of economic development of the country, the success of legal reforms. In addition, grassroots corruption is caused by a low level of efficiency and the quality of the state apparatus"s functioning. In conclusion it is worse to state that the process of eradicating corruption is possible only through joint action, both from the state and the society and from various civil society institutions, ultimately from every citizen who is responsible for his/her own actions and takes an active part in the anti-corruption policy of our state .

Текст научной работы на тему «Коррупция как социальное явление»

КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

АХМЕТОВ Арман Серикович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Павлодарского государственного педагогического университета, доктор Ph.D, ассоциированный профессор (доцент)

140000, Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60

E-mail: [email protected]

Анализируется природа и сущность коррупции как отрицательного социального явления. Автором выделены основные характерные черты и базовые принципы коррупции, которые раскрывают ее содержание и специфические особенности. Особое внимание уделяется анализу существующих научных подходов в области изучения особенностей феномена коррупции. Статья подготовлена на основе научных исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам коррупции. Приводятся меры по профилактике коррупции, а также даны рекомендации, направленные на повышение эффективности противодействия коррупционным явлениям в обществе. По мнению автора, коррупция - это антиправовое поведение индивида, имеющее отрицательный вектор относительно существующих норм права и правил поведения в обществе, основанное на сформированном коррупционном правосознании личности. Коррупционное правосознание формируется вследствие низкого уровня жизни населения, т. е. оно отражает уровень экономического развития страны, успешности проведения правовых реформ. Кроме того, низовая коррупция обусловливается слабой эффективностью работы государственного аппарата.

Сформулирован вывод, что процесс искоренения коррупции возможен только при общих усилиях как государства и общества, так и различных институтов гражданского общества и, в конечном счете, каждого гражданина, несущего ответственность за собственные поступки и принимающего активное участие в антикоррупционной политике государства.

Ключевые слова: коррупция, право, государство, общество, система, юрист, антикоррупционная политика, образование, гражданское общество.

CORRUPTION AS A SOCIAL PHENOMENON

A. S. AKHMETOV, professor at the Department of social and humanitarian disciplines of the Pavlodar State Pedagogical University, Ph.D, associate professor

60, Mira st., Pavlodar, Kazakhstan, 140000

E-mail: [email protected]

This article is devoted to the analysis of the corruption"s nature and essence as a negative social phenomenon. In the process of writing the article, the author highlighted the main features and basic principles of corruption, which reveal its content and specific features of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the researchers" existing scientific approaches in the field of studying the peculiarities of the corruption phenomenon. The present research is based on domestic and foreign authors" researches on the problems of studying corruption. The article cites measures to prevent corruption and also develops recommendations aimed at increasing the effectiveness of counteracting the corruption phenomena in society. In the author"s opinion, corruption is the anti-legal behavior of an individual who treats negatively the existing legal norms and rules of conduct in a society based on the formed individual"s corrupted legal awareness. Corrupted legal awareness is formed due to the population"s low standard of living, ке. it reflects the level of economic development of the country, the success of legal reforms. In addition, grassroots corruption is caused by a low level of efficiency and the quality of the state apparatus"s functioning.

In conclusion it is worse to state that the process of eradicating corruption is possible only through joint action, both from the state and the society and from various civil society institutions, ultimately from every citizen who is responsible for his/her own actions and takes an active part in the anti-corruption policy of our state.

Keywords: corruption, law, state, society, system, lawyer, anti-corruption policy, education, civil society.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

DOI: 10.12737^12018.2.8

В современном обществе вопросы повышения качества противодействия коррупции, разработка мер по борьбе с этим социальным явлением находятся в центре внимания многих ученых, специалистов-практиков различных отраслей знания и представителей системы органов государственной власти. Этим вопросам посвящено множество научных, учебно-методических и публицистических ра-

бот, общая цель которых - изучить на качественном уровне феномен коррупции, разработать меры по противодействию этому социальному явлению.

Коррупция - это не просто обычное явление в экономике, это реальная угроза как мировому сообществу в целом, так и отдельным странам в частности. На сегодняшний день это социальное явление выступает одной из главных социально-экономи-

ческих проблем в любом обществе. Происходящие в мире экономические кризисы явились причиной еще большей конкуренции на рынке товаров и услуг, что явилось предпосылкой к развитию коррупционных проявлений, в связи с чем борьба с коррупцией становится актуальной проблемой для любого общества. Практически все ученые, юристы-практики сходятся во мнении, что коррупция является самым значительным «тормозом» экономического роста страны. Отсюда следует, что проблема коррупции затрагивает как государственных служащих, так и простых граждан.

Как отмечает академик РАН Т. Я. Хабриева, «в современной научной литературе представлены два основных подхода к определению понятия "коррупция". В широком смысле данное понятие охватывает негативное социальное явление, которое поражает весь публичный аппарат управления и выражается в разложении всей системы власти, а также умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномо -ченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в личных корыстных целях для собственного обогащения. В узком смысле "коррупция" представлена как совокупность составов правонарушений, которые предусмотрены в законодательстве Российской Федерации и обладают таким важным признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в личных корыстных целях для собственного обогащения...»1.

По мнению К. М. Лобзова, Ю. М. Смирновой, коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества (социальная сфера, экономика, по -литика). Наибольшую опасность представляют факт сращивания государственных служащих с преступными сообществами, а также внедрение криминальных элементов во властные структуры различных уровней, включая правоохранительные органы. Отрицательные последствия, порождаемые данным социальным явлением, не только тормозят прогрессивное, поступательное развитие общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности государства2.

Например, казахстанский ученый Н. Н. Турецкий считает, что коррупция как социальное явление продолжает существовать на современном этапе развития человечества, эволюционно приспосабливаясь к развитию общества, и для эффективного противодействия этому злу необходима консолидация общества и институтов государственной власти во всех стра-

1 Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

2 См.: Лобзов К. М, СмирноваЮ. М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1. С. 9-14.

нах мира и использование новейших научных изысканий и разработок3.

На сегодняшний день в современном обществе имеются системные причины коррупции, а именно: 1) высокий уровень «закрытости» в работе государственных органов; 2) огромная система отчетности, которая тормозит развитие экономических отношений; 3) отсутствие прозрачности в системе законотворчества; 4) слабый уровень кадровой политики государства; 5) возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы государственных служащих4.

Многие исследователи, изучающие феномен коррупции, имеют определенное мнение относительно ее классификации, поэтому довольно сложно определить наиболее «подходящую» классификацию это -го социального явления. Например, В. А. Егоров, Н. А. Яковлев полагают, что коррупцию можно клас -сифицировать следующим образом:

1) коррупция на бытовом уровне, т. е. в системе ЖКХ, образования, медицины, в том, с чем человек соприкасается каждый день в процессе своей жизнедеятельности;

2) коррупция на уровне соприкосновения власти и государства, где сращивание их интересов приводит, как правило, к профессиональной коррупции (по -лучение выгодных заказов, бизнес-проектов, система откатов и т. д.);

3) коррупция в судебной системе, которая, к сожалению, подрывает саму систему закона, его леги-тимность5.

Коррупция - опасный в институциональном плане феномен, который оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, а также наиболее деструктивный фактор, носящий системный характер, который существенно усложняет экономическое и социально-политическое развитие общества и обеспечивает приоритет частных интересов малых групп в управлении над большинством. Необходимо признать, что даже после применения различных мер профилактического, предупредительного и карательного характера, коррупция как социаль -ное явление сохраняется и «захватывает» новые сферы жизни общества.

По мнению Э. В. Алехина, Е. В. Ереминой, в современных научных исследованиях феномена коррупции выделяются следующие основные подходы:

3 См.: ТурецкийН. Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4. С. 100-103.

4 См.: ШаглановА. Н. Коррупция и ее проявления в совре-менной России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 1. С. 65-69.

5 См.: Егоров В. А., Яковлев Н. А. Феномен коррупции: основные этапы развития // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3. С. 94-97.

криминологический, социально-экономический и социологический.

Криминологический подход делает акцент на самом факте преступления, т. е. согласно данному подходу коррупция представляет собой совокупность преступных деяний, которые совершаются конкретным лицом или группой лиц.

Социально-экономический подход дает возможность говорить о том, что коррупция тесно связана с теневой экономикой и выступает как частный случай экономического поведения субъектов экономических отношений. В данном случае ее цель - приобретение максимальной выгоды, а средствами выступает возможность извлечения непроизводственного дохода за счет манипуляций имеющимися ресурсами, которые находятся в распоряжении определенных должностных лиц.

Социологический подход к пониманию сущности коррупции расширяет горизонты ее научного исследования и дает возможность перейти от анализа отдельных криминальных деяний к исследованию коррупции как социально опасного и масштабного явления6.

Интересна позиция В. В. Невинского, который считает, что системное и целенаправленное исследование феномена коррупции подразумевает всестороннюю проработку вопросов о сущности коррупции, квалифицирующих признаках и негативных последствиях бытовой, административной и экономической коррупции; изучение причин и условий коррупции; исследование экономических, политико-правовых и культурно-воспитательных мер профилактики коррупционных проявлений; выявление и анализ правовых основ обеспечения противодействия коррупции через систему институтов гражданского общества7.

Необходимо отметить, что коррупция как социальное явление влияет практически на все стороны жизнедеятельности общества и государства. Это относится к экономической, социальной и политической сферам.

В экономической сфере коррупция способствует появлению и развитию определенных негативных явлений и процессов, к которым можно отнести:

1) нарушение механизма честной рыночной конкуренции, так как наибольшую прибыль имеет не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто сумел заполучить определенные преимущества за взятки или иным противозаконным путем. Данный факт будет способствовать появлению монополистических тенденций в экономике страны, снижению ее функцио-

6 См.: Алехин Э. В., Еремина Е. В. Коррупция в России: системный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 30-33.

7 См.: НевинскийВ. В. Коррупция в России: системные ме-ры противодействия // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 62-72.

нальной эффективности, будет дискредитирована идея свободной и честной конкуренции;

2) неэффективное распределение средств государственного бюджета, это особенно касается процессов распределения государственных заказов и выделения под эти заказы кредитов, поддерживаемых государственными программами;

4) возникновение и развитие организованной преступности и наличие теневой экономики, что приведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, а также повлечет отток капитала за рубеж.

Если говорить о социальной сфере, то к отрицательным последствиям коррупции необходимо отнести:

1) нерациональное и несправедливое распределение доходов, при этом обогащаются субъекты коррупционных отношений за счет большинства членов общества;

2) девальвацию традиционных духовно-нравственных ценностей в обществе, т. е. происходит процесс подмены их стандартами «двойной» морали и «мерой» всего в обществе становятся деньги и их количество, а значимость человека определяется размером его личного материального состояния;

3) резкое увеличение уровня криминализации общества;

4) несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу малых олигархических групп, что влечет рост имущественного неравенства среди всего населения, рост уровня бедности значительной части общества и появление социальной напряженности в государстве;

5) дискредитацию самого права, которое является основным инструментом регулирования жизни государства и общества.

В политической сфере коррупция несет следующие негативные последствия:

1) девальвация общенациональных целей государства вследствие укрепления определенных олигархических кланов и оппозиционных политических группировок, которые органически связаны с теневым бизнесом в государстве;

2) появление за пределами государства «теневого» капитала коррумпированных субъектов коррупционных отношений, который может активно использоваться против законной власти в стране, спонсировать антигосударственные кампании и т. д.;

Стоит отметить позицию А. М. Цирина, который полагает, что для устранения причин и условий коррупционных преступлений необходимо проводить предупредительные меры как общего, так и специального характера. К общим мерам следует отнести систему социально-экономических и культурно-воспитательных мероприятий. Частная превенция коррупции означает профилактику (предупреждение) совершения возможных новых преступных акций лицами, которые уже совершили коррупционные преступления в прошлом8.

В рамках государственной антикоррупционной политики мы предлагаем следующие меры по борьбе с коррупцией:

1) организация системы борьбы с коррупцией на всех уровнях государственной власти;

2) ограничение условий работы некоторых государственных органов, которые благоприятствуют коррупции;

3) совершенствование системы оказания государственных услуг (например, принцип «одного окна»);

4) общественный контроль и влияние на вероятные мотивы коррупционного поведения индивида;

5) создание атмосферы «общественного порицания» коррупционных проявлений.

По мнению Т. Я. Хабриевой, к важным условиям достижения высоких результатов по формированию неприятия коррупции в обществе необходимо отнести:

1) наличие активного взаимодействия государства и гражданского общества;

2) повсеместное расширение информационного поля посредством современных информационных технологий (интернет-ресурсов);

3) создание и применение различных мультимедийных и электронных средств связи между всей системой органов государственной власти9.

Вся работа в области повышения уровня антикоррупционного правосознания, развития антикоррупционной культуры среди населения должна осуществляться с учетом существующего положительного зарубежного опыта. Это будет положительно вли -

8 См.: Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 106-114.

9 См.: Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 5-13.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ять на качество реализации системы мер по борьбе с коррупцией.

Большую роль в борьбе с коррупцией играет антикоррупционное просвещение, которое призвано искоренить коррупционные составляющие поведения членов общества, повысить уровень антикоррупционной культуры граждан.

По мнению П. А. Кабанова, антикоррупционное просвещение - это целостная система распространения всеми субъектами государственной политики в области противодействия коррупции достоверной информации абсолютно любыми способами, в совершенно любой форме с учетом использования различных коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, которая направлена прежде всего на формирование в социуме антикоррупционного мировоззрения, развитие антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры общества10.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция все же имеет место в нашем обществе и бороться с ней надо общими усилиями. Мы предлагаем следующие меры (механизмы) для эффективного противодействия коррупции:

1) организация целостной государственной антикоррупционной политики;

2) совместная работа правоохранительных органов с институтами гражданского общества;

3) формирование в обществе отрицательного отно -шения к коррупции во всех ее проявлениях;

4) разработка системы антикоррупционных стандартов (предупреждение коррупции);

5) развитие принципа транспарентности деятельности государственных органов (обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти в соответствии с законодательством);

6) привлечение средств массовой информации и обеспечение их независимости;

7) повышение уровня правовой культуры населения;

8) искоренение правового нигилизма (посредством правового воспитания);

9) развитие правосознания граждан, повышение их активности в проведении правовых реформ.

10 См.: Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 42-51.

Алехин Э. В., Еремина Е. В. Коррупция в России: системный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. Егоров В. А., Яковлев Н. А. Феномен коррупции: основные этапы развития // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3.

Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4.

Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

Лобзов К. М., Смирнова Ю. М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1.

Невинский В. В. Коррупция в России: системные меры противодействия // Журнал российского права. 2017. № 1.

Турецкий Н. Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4.

Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4.

Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. № 12.

Шагланов А. Н. Коррупция и ее проявления в современной России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 1.