Конституционные обязанности российской федерации. Конституционные обязанности государства

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:

1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.

3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.

Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
8. Защита отечества (ст. 59).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.

Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.

Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
с 18 лет – полная гражданская ответственность.

Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:

1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах - Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!

Конституционные обязанности государства, отражены прежде всего в гл. 1 Основного Закона, закрепляющей основы конституционного строя, а также в его гл. 2, определяющей права и свободы человека и гражданина. Отсюда следует, что обязанности государства, во-первых, обладают двойственной юридической природой и двояким назначением: с одной стороны, они проистекают из функции публичной власти по организации социума и обеспечению его жизнедеятельности, а с другой - они персонализированы по отношению к индивиду как субъекту правопритязания и выступают в качестве гарантий прав личности; во-вторых, они не образуют самостоятельную систему внутри Основного Закона или наряду с ним, но составляют часть Конституции, находящуюся в системном единстве со всеми иными ее положениями - прежде всего принципами конституционного строя РФ, правами и свободами человека и гражданина.

Следует отметить, что словосочетание "обязанность государства" встречается в Конституции лишь раз: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).

Несмотря на указанное обстоятельство, конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой интегративный феномен, объединяющий нормативные принципы и нормы, определяющие сущность и содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также необходимые юридические механизмы для их реализации. Компонентами конституционной системы защиты прав человека являются наделенные правозащитными функциями институциональные органы, а также соответствующие методы, процедуры и средства обеспечения как конституционных прав человека и гражданина, так и международных обязательств России по правам человека.

Концептуальной основой нормативного содержания конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации являются гарантируемые Конституцией РФ права (ст. 19) - равенство всех провозглашенных в ней прав, принадлежащих каждому от рождения и, следовательно, непосредственно действующих независимо от национальности, религии, убеждений, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства. Широко применяемый в Конституции РФ термин "каждый" свидетельствует о том, что общепризнанные права и основные свободы человека относятся не только к гражданам России, но и ко всем, кто находится в пределах ее юрисдикции. Вместе с тем Конституция РФ содержит определенный перечень прав и обязанностей, которые самостоятельно и в полном объеме могут осуществляться только гражданами Российской Федерации (достигшими 18-летнего возраста).



Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом является Президент РФ как глава государства.

Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека. Согласно Конституции РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

К компонентам комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека РФ, Общественная палата РФ и др.), институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Деятельность этих не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной власти органов оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.



Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации; органическое взаимодействие правозащитных институтов и механизмов с другими конституционными институтами на основе учета принципов федеративного устройства, хозяйствования и управления государством; обеспечение неукоснительного следования Российской Федерацией международным стандартам в сфере защиты прав человека и исполнения международных обязательств по их обеспечению и защите.

Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина. Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55).

Законодательные органы путем определенных в Конституции РФ процедур осуществляют юридическое оформление участия Российской Федерации в международных соглашениях по правам человека и в рамках своей компетенции контролируют исполнение вытекающих из них международных обязательств.

Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство РФ, в частности, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан".

Наряду с механизмом правового регулирования и закрепления обязанностей органов исполнительной власти по обеспечению конституционных прав и свобод, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов в этой сфере. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Конституция РФ (ст. 52) гарантирует охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обязывает государство обеспечить доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Должностные лица несут ответственность за их нарушение, в частности за неисполнение судебных решений, указывающих на конкретные нарушения индивидуальных или коллективных конституционных прав и свобод.

Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 46), судебной власти, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118). Органы судебной власти являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.

Дополнительной юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию. Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом РФ соответствия законов и других нормативных актов Конституции РФ. Осуществляя эти функции, Конституционный Суд РФ оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.

Одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура РФ, которая обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности - надзора от имени государства за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов. В деятельности прокуратуры РФ уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры становится все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.

Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. Конституция РФ (ч. 2 ст. 45) гласит: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

Международно-правовой механизм индивидуальной защиты прав и свобод человека также признается Конституцией РФ, согласно которой (ч. 3 ст. 46) каждый, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, имеет право обращаться по поводу защиты своих прав в соответствующие межгосударственные органы. В международной практике такие органы называются "конвенционными" (договорными), так как создаются государствами-участниками того или иного международного соглашения, которые и наделяют их компетенцией - правом рассмотрения жалоб, полученных от жертв нарушения (физических лиц). Такими органами являются Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и дополняющим его первым Факультативным протоколом; Комитет по пыткам, учрежденный в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по расовой дискриминации, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Россия является участницей целого ряда таких соглашений (пактов, конвенций, протоколов) и, соответственно, признает компетенцию утвержденных ими конвенционных органов принимать и рассматривать индивидуальные жалобы. Это означает, что каждый, кто считает свои права нарушенными Российским государством, при соблюдении необходимых условий может прибегнуть к соответствующим международным процедурам.

Международные стандарты защиты прав человека предполагают также создание таких национальных (внутригосударственных) правозащитных органов, которые, как правило, учреждаются национальным правом (конституцией или законом) для осуществления конкретных функций в области прав человека. Во внутригосударственной системе защиты прав человека эти органы, которые не являются ни судебными, ни законодательными, выполняют функцию механизма, дополняющего деятельность государственных органов. Национальные правозащитные органы не правомочны выносить постановления, являющиеся обязательными с правовой точки зрения. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры государство и общественность могут игнорировать.

Согласно Конституции РФ и соответствующим российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата РФ. Совет при главе Российского государства ведет свою историю с 1 ноября 1993 г., когда Указом первого Президента РФ Б.Н. Ельцина в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции РФ, назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.

Институт Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Одним из главных методов реализации Уполномоченным функции восстановления нарушенных прав граждан является рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (ст. 16 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" создан еще один орган, в компетенцию которого входит взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить активное участие в механизмах защиты прав человека правозащитных неправительственных организаций, роль которых постоянно усиливается.

Согласно указанному Закону Общественная палата РФ избирается каждые три года (до 2012 г. - каждые два года) и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Распорядок работы Палаты, порядок принятия ею решений, проведение пленарных заседаний регулируются регламентом Общественной палаты РФ.

Общественная палата РФ проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • · соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • · платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • · сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • · защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • · заботиться о детях (ст. 38);
  • · заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • · получить основное общее образование (ст. 43);
  • · заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Обязанности -- составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей - этот принцип, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции и законов - это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов -- всеобщее правило, не знающее исключений. Право: Учебник. / Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 306 с.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической, силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц - это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого -- закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

В ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, -- обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции). "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с внесенными поправками от 21.07.2014) Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова., В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 210 с.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами. гарантия защита обязанность конституция

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с внесенными поправками от 21.07.2014) В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество -- это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы -- это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федеральным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.

Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Положением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих определено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в редакции от 6 января 2007 г.).

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ. Теория государства и права. / Под ред. А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 380 с.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профессиональной основе, повлечет существенное изменение законодательства о военной службе.

Конституционные обязанности государства

Под обязанностью понимается одна из частей правового статуса личности. В рамках конституционной отрасли современного российского права закреплены обязанности различных лиц, социальных институтов, государственной власти и их особые роли.

Конституционные обязанности являются частью правового статуса личности, которая закреплена в Конституции РФ и обеспечивается мерами правовой ответственности.

В современной юридической литературе конституционные обязанности государства принято делить на несколько основных видов:

    Обязанности по соблюдению Конституции РФ и иных законов государства.

    В Конституции РФ указывается, что органы государственной власти, их отделения и представители, физические/юридические лица несут обязанность по соблюдению Конституции РФ и иных законов государства. Таким образом, данная обязанность распространяется на все субъекты современных правоотношений, в том числе и на государство.

    Обязанности по уважению прав и свобод всех субъектов правоотношений.

    Осуществление прав и свобод не должно ущемлять права и свободы иных субъектов правоотношений. Государство, так же не вправе ущемлять права иных субъектов современных правоотношений.

    Обязанности по сохранению природы и окружающей среды.

    В Конституции РФ закреплена обязанность всех субъектов современного права, в том числе и государства, сохранять природу и окружающую среду, а так же бережно относиться к государственным природным богатствам.

    Данная обязанность разработана подробнее в ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Обязанности по заботе и сохранению памятников, которые признаны объектами исторического и культурного наследия.

    Статья 44 действующей конституции, закрепляет обязанность всех субъектов права заботиться о сохранении исторического/культурного наследия, оберегать объекты, которые имеют статус памятников истории и культуры.

    Данная обязанность распространяется на памятники истории и культуры, которые прибыли из-за границы и находятся на территории Российской Федерации.

    Обязанности по защите Отечества.

    Статья 59 действующей конституции закрепляет, что обязанностью и долгом граждан РФ является защита Отечества. Однако, организовать защиту страны, охрану его границ обязано именно государство.

Конституционные обязанности государства в сфере социальной политики

Самыми обширными конституционными обязанностями являются обязанности в сфере социальной политики.

Данные обязанности происходят из намерения построить социальное государство на территории Российской Федерации, где одним из важных механизмов является механизм социального партнерства.

Определение 1

Социальным государством является такой тип государственного устройства, при котором социальные проблемы являются приоритетными для государства.

Конституция РФ закрепляет ряд обязанностей государства в социальной сфере. Таким образом, государство обязано направить свои действия на улучшения положения различных социальных групп.

Замечание 2

Современное Российское государство обязано соблюдать положения тех международных документов, к которым присоединилась или участницей которых является. Данная обязанность закреплена в части 4 статьи 15 Конституции РФ.

При переводе естественных прав человека в конституционную категорию важным элементом является принятие государством обязанностей по их соблюдению и поддержанию. Государство в данном вопросе занимает как пассивную, так и активную позиции.

Конституционная обязанность - это закрепленная Конституциейв интересах общества необходимость, предписывающая каждому индивиду определенный вид и меру своего поведения.

Здесь важно выделить два конституционных принципа:

а) равенство обязанностей (ч. 2 ст. 6Конституции РФ);

б) уважение прав и свобод других лиц. Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

КонституцияРФ закрепляет следующие конституционные обязанности человека и гражданина:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15Конституции России. По сути она распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции РФ и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты (ч. 5 ст. 13Конституции РФ).

2. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В частях 2и3 ст. 38Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан: во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании; во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих детей и родителей, когда они еще или уже не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

3. Получение основного общего образования. Конституция РФ возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, на родителей и лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно даже представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности общего основного образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

4. Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44Конституции РФ). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

5. Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

6. Сохранение природы и окружающей среды. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).

7. Защита Отечества и обязанность воинской службы. Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина РФ" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и мобилизации.