Применение норм права. Применение норм права: стадии и виды Применение норм права: стадии и виды


Применение норм права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. (проф. Леушин В.И.)

Применение норм права необходимо в следующих случаях:

а) когда права и обязанности субъектов не могут возникнуть без властного решения уполномоченного органа (право на пенсию);
б) в случаях конфликтов сторон (спор о правах, нарушения кем-либо права субъекта, спор между работником и работодателем по поводу увольнения, спор между продавцом и покупателем по поводу продажи некачественной вещи);
в) в случаях совершения правонарушения;
г) в случае необходимости установления либо подтверждения факта, имеющего юридическое значение

Стадии (этапы) применения норм права:

1) установление фактических обстоятельств юридического дела;
2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела;
3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление;
4) исполнение правоприменительного акта.

1) установление фактических обстоятельств юридического дела – это сбор информации о совершенном деянии.
На этой стадии необходимо выполнить 2 действия:
1) выявить и процессуально (документально) закрепить (зафиксировать) все факты, имеющие отношение к делу;

Выявление и фиксация фактов осуществляется: в уголовно-правовых отношениях, например, путем составления протокола осмотра места преступления, с указанием в нем:
а) координат места
б) времени
в) способа совершения правонарушения
г) описания места преступления
д) фиксации в этом протоколе следов преступления.

2) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов
Для этого следует знать, что факты, которые будут положены в основу решения, будут отвечать следующим требованиям:
а) относимости
б) допустимости
г) полноты
д) доказанности

Факт - дискретный (ограниченный пространством и временем) отрезок действительности а во-вторых, достоверное знание, отражающие эту действительность. (проф Черданцева А.Ф.)

В энциклопедическом словаре термин «факт» (лат. сделанное, совершившееся) определяется в трех значениях:

1) в обычном смысле – синоним понятия «истина», «событие», «результат»;
2) знание, достоверность которого доказана;
3) в логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирические знания.

Требование относимости юридических фактов заключается в том, что при сборе информации о совершенном деянии: устанавливаются, доказываются лишь те факты, которые относятся к данному делу.

Требование допустимости юридических фактов означает, что в процессе определения количества и объема юридически значимых для дела фактов должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания.

Требование полноты юридических фактов состоит в том, чтобы все факты, относящиеся к делу, были всесторонне и объективно проанализированы.

Требование доказанности юридических фактов означает, что все факты, положенные в основу решения по делу были достоверными и обоснованными.

2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела

На второй стадии правоприменительного процесса необходимо:
а) определить соответствующий данным фактическим обстоятельствам нормативный правовой акт;
б) найти в нормативном правовом акте соответствующую норму права, которая относится к данным фактам, а также проверить распространяет ли она свое действие на эти факты во времени, в пространстве и по субъектам;
в) проверить является ли этот источник права (нормативный правовой акт) официальным, а юридическая норма действующей, не отменена ли она, не изменена, либо не дополнена ли. При юридическом анализе дела обязательно следует учесть эти изменения и дополнения;
г) провести юридический анализ соотношения смыслового содержания юридической нормы с фактическими обстоятельствами дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств дела).

3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление

На третьей стадии правоприменительного процесса необходимо:
а) выработать содержание текста принимаемого решения;
б) подготовить проект правоприменительного акта;
в) проверить соответствие правоприменительного акта действующим юридическим нормам;
г) оформить (издать, подписать, зарегистрировать) акт правоприменения;
д) ввести акт правоприменения в юридическую силу;
е) довести информацию о содержании правоприменительного акта до соответствующих субъектов.

4) исполнение правоприменительного акта:

а) оформление исполнительного листа и его направление управомоченному органу (взыскателю). Исполнительный лист оформляется только после вступления судебного решения в юридическую силу;
б) добровольное выполнение обязанным лицом (должником, осужденным) правоприменительного акта;
в) принудительное исполнение юрисдикционных (судебных) актов органами службы судебных приставов;
г) полное возмещение ущерба, убытков, уплата штрафов, отбытие срока юридического наказания.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

1. Общеобязательность

2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

5. Системность

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

Исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

Общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

Специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

Императивные (содержащие властные предписания);

Диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

Поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Введение

    1 Общие признаки норм права 2 Виды норм права 3 Специализированные нормы права 4 Генезис норм права в романо-германской правовой семье 5 Структура нормы права

Источники

Введение

Норма права ( правовая норма)-это общеобязательное, формально определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством как регулятор общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественных, групповых и индивидуальных интересов (свободы) населения страны, обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения.

1. Общие признаки норм права

Правило поведения регулятивного характера - норма права вводит новое правило, фиксирует типичные социальные процессы и связи; воздействует на общественные отношения, поведение людей; является модель (образец, эталон, масштаб) регулируемых общественных отношений. Регулятивность нормы права подчеркивает ее действие, "работу", которая должна привести к определенному результату. Общеобязательное правило поведения - норма права исходит от государства, должна восприниматься как руководство к действию, которое не подлежит обсуждению относительно целесообразности. Правило поведения общего характера - норма права имеет общий (без указания конкретного адресата - неперсони-фикований) характер, т. е. распространяется на всех, кто становится участником отношений, регулируемых нормой. Как регулятор общественных отношений, норма имеет многократность применения (например, запрет хулиганства). Формально определенное правило поведения представительно-обязывающего характера - норма права закрепляет права и обязанности участников общественных отношений, а также юридической ответственности
(санкции), которая применяется в случае ее нарушения. Предоставляя права одним, норма права возлагает обязанности на других (например, молодые люди имеют право на обучение, обязанность других - обеспечить это право). Формальную определенность норма права получает после изложения ее в законах, других письменных источниках права. Правило поведения, принятое в строго установленном порядке - норма права выдается уполномоченными на то субъектами в пределах их компетенции с соблюдением определенной процедуры: разработка, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение или отмена действия. Правило поведения, обеспеченное всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения - государство создает реальные условия для добровольного осуществления субъектами образцов поведения, сформулированных в норме права, применяет способы убеждения и принуждения к желаемого поведения, в частности, эффективные санкции в случае невыполнения требований нормы права.

2. Виды норм права

В любом государстве существует и возникает огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать на виды по определенным критериям.

    Весь массив действующих в государстве правовых норм можно разделить на две группы:

классические;

специализированные.

Во классическими нормами права понимают такие правила поведения, которые служат непосредственным и самостоятельным регулятором общественных отношений.

Во специализированными нормами права понимают предписания нетипичного характера, не имеющие свойств и признаков присущих классической модели нормы права.

    1.Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):

нормы конституционного,

административного,

уголовного,

гражданского,

    2.Норма права по методу правового регулирования (или формой закрепления желаемого поведения субъектов права):

Императивные - нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначены действия и не допускают никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и оба "связей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.

Диспозитивные - нормы, в которых государство предписывает вариант поведения, но позволяют сторонам регулируемых отношений самим определять права и обязанности в отдельных случаях, их называют "заполняющие", поскольку они восполняют отсутствие сделки и действуют лишь тогда, когда стороны регулируемых отношений не установили для себя иного правила, не договорились по данному вопросу (распознаются через формулировка: "при отсутствии иного соглашения", "если иное не установлено в договоре" и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.

    3.Норма права по характеру воздействия на человека:

Поощрительные - нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и продуктивной работы (например, правила выплаты премий).

    4.Норма права по субординации в правовом регулировании

материальные,

процессуальные,

Норма материального права - норма, что является первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.

Норма процессуального права - норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и т. д..

    5.Нормы по степени примечательности варианта поведения

абсолютно определенные,

относительно определенные,

Абсолютно определенные нормы права - это нормы исчерпывающей конкретностью и полнотой устанавливают условия своего действия, права и обязанности адресатов и последствия их нарушения.

Относительно определенные нормы права - это нормы, которые не содержат полных, исчерпывающих указаний на условия их действия, права и обязанности адресатов или содержание санкций.

3. Специализированные нормы права

    выполняют субсидиарную (дополнительную) функцию в правовом регулировании. лишенные традиционной триелементнои логической структуры, характерной для норм права как классического предписания, а имеют нетрадиционную, нетипичную структуру (так часто эти нормы называют нетипичным).

Специализированные нормы являются весьма неоднородными по своему характеру, содержанию и целевому назначению.

Они могут быть разделены на две группы: отправные нормы и другие специализированные нормы.

Особое назначение отправных норм заключается в установлении исходных принципов, основ правового регулирования общественных отношений. Благодаря этим предписаниям определяются цели, задачи, принципы, рамки и методы правового регулирования. Они являются носителями духа права и имеют большое значение как в нормотворческом процессе, так и при толковании классических норм права. Иногда их называют истемоутворюючимы нормами.

· К отправных относятся нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-принципы и т. п..

    Нормы-принципы - это нормы, закрепляющие общие принципы, на которых основываются политическая и правовая системы. Например, такие нормы закрепляют основы конституционного строя государства, основы социально-экономического, политического и государственной жизни, взаимоотношения государства и личности. Нормы-принципы сосредоточения жено прежде всего в конституции. Например, ст. 1 Конституции Украины провозглашает Украину суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, ст. 2 определяет Украину как унитарное государство, а ст. 5 - как республику. Статья 15 Конституции Украины закрепляет политическую, экономическую и идеологическую многообразие общественной жизни в Украине. Нормы-задачи - это нормы, которые вы определяют задачи отдельных институтов или отраслей права. Так, ст. 1 УК Украины устанавливает задачей этого кодекса правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Статья 1 СК Украина видит задачей правового регулирования семейных отношений, в частности, укрепление семьи как социального института и как союза конкретных лиц и утверждения чувства обязанности перед родителями, детьми и другими членами семьи. Нормы-принципы - это наиболее общие и стабильные императивные требования, закрепленные в праве, которые являются концентрированным выражением важнейших сущностных черт и ценностей, присущих этой системе права, и определяют ее характер и направления дальнейшего развития. Так, ст. 8 Конституции Украины закрепляет принцип верховенства права, а ст. 24 - принцип равенства, ст. 3 ГК Украины провозглашает принципы справедливости, добросовестности и разумности подобное. В отличие от других специализированных норм принципы в некоторых случаях могут выступать как непосредственная нормативно-правовая основа решения юридического дела, например, при выявлении Галина в праве.

Возведение нормы можно условно разделить на две подгруппы: - системосохраняющими нормы (коллизионные и оперативные нормы) - системоспрощуючи нормы (нормы-дефиниции, нормы-сроки, нормы-презумпции, нормы-преюдиции, нормы-фикции и проч.).

    Коллизионные нормы - это нормы, устанавливающие правила выбора нормы права, подлежащей применению при наличии разногласий (в частности, противоречия) между нормами, регулирующими одинаковые фактические обстоятельства. Эти нормы помогают преодолеть коллизии в законодательстве, поэтому иногда их называют нормами-арбитрами. Так, в ст. 8 Конституции Украины констатировано, что Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. В косвенной форме эта статья устанавливает правило, в случае расхождения между нормами Конституции и нормами закона (иного нормативно-правового акта) применению подлежит норма Конституции. Оперативные нормы - это нормы, направленные на введение в действие и прекращения действия других норм права. Например, согласно п. 4 Переходных и заключительных положений ГК Украины относительно гражданских отношений, возникших до вступления в силу ГК Украины 2003 г., положения настоящего Кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли или продолжают существовать после вступления в силу. Нормы-дефиниции - это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, в ст. 202 ГК Украины приведено определение понятия сделки, односторонней сделки и двух-или многосторонней сделки. Статья 11 УК Украины содержит определение понятия преступления, а ст. 364 - определение понятия должностного лица. Эти нормы выполняют главным образом ориентационную и информационную функции в правовом регулировании, помогая в применении тех норм права, в которых использованы соответствующие категории и понятия. Отсутствие

норм-дефиниций в системе права лишила бы право ясности, затруднив процесс его применения.

    Нормы-строки - это нормы, которые содержат правила исчисления сроков. Например, в ст. 69 ГПК Украины установлено, что течение процессуального срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Эти нормы помогают правильно рассчитать сроки, с началом, остановкой, возобновлением, продлением и окончанием которых классические нормы права связывают определенные юридические последствия. Нормы-презумпции - это нормы, которые закрепляют предположение о существовании или отсутствии определенных юридических фактов. Например, ГК Украины устанавливает презумпцию добросовестности и разумности поведения человека, презумпцию виновности лица, причинившего вред, или презумпции недостоверности негативной информации, распространенной о лице. Нормы-преюдиции - это нормы, исключающими ляют любое оспаривание существования уже доказанного юридического факта, который получил оценку и закрепление в юридическом акте, который вступил в силу. Например, согласно ст. 61 ГПК Украины обстоятельства, установленные судебным решением по гражданскому, хозяйственному или административному делу, вступившее в законную силу, не доказываются при рассмотрении других дел, в которых участвуют те же лица или лицо, относительно которого установлены эти обстоятельства. Нормы-фикции - это нормы, которые для целей правового регулирования признают существующими те юридические факты, которые отсутствуют в реальной жизни, и наоборот. Так, согласно ст. 46 ГК Украины физическое лицо объявляется умершим со дня вступления в законную силу решения суда об этом. в применении тех классических норм, в которых используются соответствующие юридические факты. Например, презумпция добросовестности и разумности поведения человека помогает в применении норм, в которых установлены правовые последствия недобросовестного или неразумного осуществления лицом своего права.

4. Генезис норм права в романо-германской правовой семье

Формирование системы права в странах романо-германской правовой семьи и Украиной осуществлялось под влиянием римского права, и обумвлено такими процессами и особенностями:

    Влияние схоластов. С помощью схоластической техники упорядочиваются положения и казусы римского права, на основе которых происходит формирование общих норм, лишенных привязки к конкретной судебного дела и пригодных для широкого практического применения;
    Отраслевой разделение норм права. В основе системы права всех стран романо-германской правовой семьи находит как практическое выражение, так и теоретическое обоснование принцип распределения норм права по отраслям, который был начат и частично разработан в римском праве, в основном частному;
    Разработка системы материального права. Генезис выделение процессуальных норм от материальных, основанный римскими юристами, был завершен в странах романо-германской правовой семьи благодаря разработке системы материального права, для которой характерен высокий уровень абстракции и теоретической обоснованности норм.

5. Структура нормы права

"Структура правовой нормы - это ее внутреннее устройство, которое характеризуется наличием в ней относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом составных частей, различающихся по функциональной ролью".

    Структуры (а их несколько) в правовой норме сложились исторически, постепенно и представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет с древних времен, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям "приемлемо-неприемлемо". Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь впоследствии "воспринимаемая-отталкивающую" переросло в отношения по критериям "можно-нельзя" (право), "хорошо-плохо", "добро-зло" (мораль). С позиции философии структура - это относительно самостоятельная и устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, обеспечивающих тождественность самому себе. Структура неразрывно связана с системой. Характеристика объекта с позиций системы и структуры дает суть системно структурного анализа. Философское понятие структуры нужно увязать со спецификой правовых явлений, с их природой, содержанием, социальным назначением и местом в системе права. Анализ нормы по структуре способствует выяснению смысла правила поведения в нем, а это, в свою очередь, помогает правильной реализации нормы, укреплению законности и правопорядка, т. е. достижению того, ради чего существует право. Структура нормы зависит от ее характера. К определению структуры можно подойти по-разному, в зависимости от того, какая это норма - норма-принцип, норма-дефиниция, норма-правило поведения, регулятивная норма или охранная норма, которые являются разновидностями нормы-правила поведения.

· Нормами, содержащие непосредственные правила поведения для конкретных (но не индивидуализированных) субъектов в реальной общественной жизни являются:

1.нормы-дозволения;

2.Норма-предписания (обязывания)

3.Норма-запреты.

    В теории права подробно обосновано две разные концепции структуры нормы: двухэлементной (двучленная, двулинейную) и триелементна (трехчленная, три звеньевая). Для обозначения структурных элементов нормы права теория права оперирует такими понятиями: диспозиция, гипотеза, санкция. Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что существуют разные концепции структуры, они неизменно используют в своей построении названы части (элементы).

Диспозиция - центральный элемент нормы права, в котором в виде властного предписания закреплено правило поведения, содержанием которого выступают субъективные права и юридические обязанности
.

    Виды диспозиций:

1.По степени определенности:

· Определены - закрепляют однозначное правило поведения, то есть участники отношений лишены возможности выбора иного поведения;

· Не полностью определены - указывают лишь на общие признаки поведения, в рамках которых субъекты уточняют свои права и обязанности самостоятельно;

· Относительно определенные - указывают на права и обязанности субъектов, но предоставляют возможности для их уточнения в зависимости от конкретных обстоятельств;

· Альтернативные - указывают на наступление нескольких правовых последствий, но предусматривают наступление лишь одного из них.

2.При способу изложения:

· Простая - правило поведения определяется в общем виде без детализации его признаков;

· Описательная - правило поведения закрепляется полно, с детализацией его признаков; четко определяются права и обязанности участников отношений;

· Бланкетная - закрепляется лишь общие признаки правила поведения, а для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к нормам другого нормативного акта иной отрасли права;

· Отсылочная - аналогичная бланкетных с той разницей, что для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к другим частям данной нормы или другим нормам этой же отрасли права.

3.По составом:

· Простые - содержат одно правило поведения;

· Сложные - содержат два или более обязательных правил поведения;

· Альтернативные - содержат несколько правил поведения, субъект может выполнять любое из них.

Гипотеза - структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии или отсутствии которых вступает в действие правило поведения. Гипотеза - неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность является условием реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами - гражданами и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе условий предоставляет ему право действовать по собственному усмотрению.

    Виды гипотез:

1.По степени определенности:

· Определена - исчерпывающе определяет те условия, при наличии которых вступает в силу правило поведения, содержащееся в диспозиции нормы права;

· Относительно определена - ограничивает условия применения нормы права определенным кругом формальных признаков.

2.При форме выражения:

· Абстрактные - условия применения нормы определяются общими родовыми признаками, что дает возможность охватить и урегулировать значительное количество однородных случаев;

· Казуальные - определяются условия действия нормы, используя более узкие, специальные родовые признаки, поэтому норма права распространяется на более ограниченный круг случаев.

3.По составом:

· Простые - содержат одно обстоятельство, необходимую для действия правовой нормы;

· Сложные - содержат два или более обязательных обстоятельств, по которым связывается действие правовой нормы;

· Альтернативные - действие нормы права определяется в зависимости от одной или нескольких фактических обстоятельств (условий) и для наступления правовых последствий достаточно наличия одного из этих обстоятельств.

Санкция - это часть нормы права, которая содержит указания о юридических последствиях нарушения правила, зафиксированного в диспозиции. Цель санкции - создание тех или иных неблагоприятных последствий для правонарушителя или поощрительных последствий для субъектов, выполняющих властное предписание.

    Виды санкций:

1.По степени определенности:

· Абсолютно определенные - четко определяют вид и меру юридической ответственности;

· Относительно определенные - меры юридической ответственности определяются минимальной до максимальной или только к максимальной;

2.При количеством неблагоприятных последствий:

· Простые - предусматривают один невыгодный следствие.

· Сложные-предполагающие одновременное применение нескольких невыгодных последствий.

· Альтернативные - указывают на несколько возможных средств воздействия на правонарушителя, а целесообразность применения конкретного средства определяется правоприменительным органом, исходя из особенностей конкретного дела;

3.По характеру последствий:

· карательные (штрафные) правовосстановительные (компенсационные) поощрительные. ""

4.За отраслям права:

· уголовно-правовые; административно-правовые; гражданско-правовые; дисциплинарные.

Источники

    Общая теория государства и права - , -Харьков, -2009 год. Венгеров государства и права. - МСкакун государства и права: Учебник. - М

См.. также

    Формы права Информационно-правовые нормы Право

п ? о? р

Теория права

Правосознание? Правотворчество? Правовое регулирование? Правореализации? Правоотношения? Правовое государство? Правопорядок? Законность? Правонарушение? Юридическая ответственность? Юридический факт? Юридические права и обязанности? Правовая культура? Законодательство? Гражданские права

Правоведение

Теория государства и права? История государства и права? Философия права

Система права

Правовая норма? Источник права? Договор? Закон

Отрасли права

Административное право? Исправительно-трудовое право? Хозяйственное (экономическое) право? Земельное право. Охрана окружающей среды? Гражданское право? Информационное право? Конституционное государственное право? Уголовное право? Уголовно-процессуальное право? Международное право? Муниципальное право? Право интеллектуальной собственности ? Семейное право? Трудовое право и право социального обеспечения? Финансовое право? Гражданское право? Гражданско-процессуальное право? Военное право? Ядерное право

Юридические науки

Налоговое право? Банковское право? Хозяйственное право? Гражданское право? Юридическая этика? Юридическая психология? Криминология? Криминалистика? Судебная медицина? Судебная психиатрия

Правовые системы

Римское право? Обычное право? Романо-германская система права? Англо-саксонская система права? Скандинавская правовая система? Религиозное право: исламское право и иудейское право

Международное право

Юриспруденция

В системе форм реализации права особое место занимает применение норм права. Оно необходимо в тех случаях, когда юридическая норма может быть реализована только при властном содействии уполномоченных на это государством органов, например, в ситуации восстановления незаконно уволенного работника решением суда. Это существенно отличает применение норм права от ранее рассмотренных форм реализации права (соблюдение предписаний права и др.), относительно которых субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. К тому же, применению, как особой форме реализации свойственны свое назначение, определенный субъектами состав, роль в механизме действия права.

В самом общем плане можно сказать: применение норм права означает «приложение» общих правовых норм к определенной правовой ситуации, к определенных лицам. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное им преступление.

Применение норм права – это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов государства или иных органов по его уполномочию, по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и вынесении индивидуального решения в виде специального акта 2 .

Особенности применения норм права

Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют физические и юридические лица) осуществляется только специально уполномоченными субъектами. Это – государственные органы (должностные лица), а также негосударственные органы (организации, учреждения), которым государство делегировало полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.). Деятельность по применению права могут осуществлять органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и прокурорские органы, администрация предприятий и учреждений, должностные лица, общественные структуры по поручению (с санкции) государства. Правоприменительный орган, распространяя правовые нормы на тот или иной конкретный жизненный случай, решает конкретное юридическое дело, принимает необходимые меры по практической реализации норм права 1 . Граждане, не являющиеся должностными лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.

Вместе с тем это не означает, что граждане совсем не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко именно по их инициативе осуществляется применение права, например, в связи с обращением гражданина с иском в суд по поводу возмещения причиненного вреда, с заявлением о приеме на работу или увольнения с работы, о назначении пенсии и т.д.

2. Применение права – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. С учетом содержания данного признака отметим два обстоятельства: 1) к субъектам применения права преимущественно относятся государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностные лица (Президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.), а в ряде случаев иные уполномоченные субъекты (например, органы местного самоуправления); 2) применение права отличается властным характером . Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех кому они адресованы (например, обязанность водителя заплатить штраф по решению суда за совершенное правонарушение).

Властный характер применения права проявляется и в том, что неисполнение правоприменительных решений может повлечь за собой соответствующее правовое воздействие. В такой ситуации возможен, к примеру, принудительный привод обвиняемого, подсудимого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю, в случае их неявки без уважительной причины по вызову.

3. Применение права как определенный процесс имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения, доведение содержания решения до сведения заинтересованных физических лиц и организаций).

4. Применение права отличается организационным характером , направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Целью применения права в этом аспекте является организация нормального процесса действия права, обеспечение поведения индивидов, организаций согласно правовым предписаниям. Без такого индивидуального регулирования в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели физических и юридических лиц. Имеется в виду, в частности «подключение» к ситуациям, когда без правоприменительного решения не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан (назначение на должность, выделение земельных участков, разрешение спора, решение о выплате пособия, поступление в вуз и т.д.).

Применение права в этом аспекте, образно говоря, обеспечивает, «обслуживает» право, поскольку здесь закон как бы «вверяется», «передается в руки» специальным органам для претворения его норм на практике, в действительности относительно определенных жизненных ситуаций, требующих правового решения (разрешение спора между наследниками).

5. Применение права носит индивидуально-правовой характер. Правоприменение - это конкретизация права применительно к конкретному случаю, подведение частного случая, факта под общую норму права. В этом смысле правоприменение «связывает» общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами (приговор, решение суда). Применение права, по сути, является «проводником» перевода общих нормативных предписаний закона в фактическое поведение определенных субъектов (назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию).

Наиболее отчетливо данный показатель правоприменения проявляется в деятельности суда. Путем соотнесения конкретной жизненной ситуации с нормами права (спор о правах, правонарушение) суды принимают определенное конкретизированное решение. В нем может официально утверждаться наличие у истцов, ответчиков, подсудимых и иных лиц определенных субъективных прав и обязанностей и т.д., определяться возможность их реализации.

6. Применение права характеризуется творческой направленностью в том смысле, что закон позволяет управомоченным субъектам, не выходя за рамки его предписаний, выбрать наиболее оптимальное решение из нескольких. Например, выбор судом наказания за преступление с учетом личности преступника, обстоятельств совершения.

7. Применение права осуществляется на основаниях и в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Применение права имеет четко очерченные законом основания и сферы распространения. Как вид государственной деятельности правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом.

Процедурный порядок применения права способствует тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в соответствии с требованиями законности. Такой порядок, в частности, предусмотрен нормами Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др. С учетом этого осуществляется правоприменительная деятельность судебных, следственных, административных и иных государственных органов и должностных лиц.

8. Применение права направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер поощрения и наказания и т.п.

9. Конечный результат применения права – вынесение акта применения (индивидуального правового решения). По-видимому, там где нет правоприменительного решения, выраженного в специальном правовом акте, там, по сути, нет и применения права. Правоприменительные акты – это приказ о назначении на должность, решение, приговор суда, акт регистрации брака и т.п. Результат правоприменения, т.е. вынесенное решение в виде индивидуального акта, является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.

Основания применения права. В справочной литературе слово «основание» трактуется как фундамент сооружения или означает основополагающее суждение, относящееся к природе того или иного явления 1 .

К основаниям применения права можно отнести следующие ситуации, когда:

а) без властного индивидуального решения компетентного органа не могут возникнуть права и обязанности у конкретных лиц.

Соответственно, требуется установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, право на пенсию у гражданина реально не возникает, пока не вынесено соответствующее правоприменительное решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсии), основанное на анализе определенных фактов и документов. Аналогичная правоприменительная деятельность предшествует признанию гражданина безвестно отсутствующим и др.;

б) существует спор о праве , правах и обязанностях и к тому же стороны сами не могут прийти к согласованному решению по поводу сложившейся ситуации. Соответствующий компетентный орган рассматривает дело с целью разрешения конфликта, восстановления нарушенного права. В результате, наследники производят раздел имущества в соответствии с решением суда, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, продавец – передать проданную вещь и т.д.;

в) имеются препятствия, помехи в осуществлении субъективного права (решение суда об истребовании вещи собственника из чужого незаконного владения);

г) требуется официальное установление определенных юридических фактов, признание их юридической значимости (наличие фактических брачных отношений, нахождение лица на иждивении, признание гражданина безвестно отсутствующим и т.д.). В таких случаях устанавливаются факты, которые могут быть положены в основу последующих судебных и административных решений и др.;

д) необходима официальная регистрация физических или юридических лиц, определенных прав, действий людей, например, регистрация права собственности на недвижимое имущество, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация транспорта в органах ГИБДД и т.д.;

е) совершено правонарушение и необходимо установить степень вины правонарушителя, причиненный ущерб и др. и, соответственно определить вид и меру юридической ответственности или другие меры государственного принуждения.

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы государственного, адми нистративного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права.

Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными) нормами права.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяют ся нормы:

обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение огово ренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику про дукции);

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

управомочивающие, которые предоставляют участникам обще ственных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

По степени определенности изложения элементов правовой нор мы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно опре деленные и альтернативные.

абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законода тельство устанавливает исчерпьшающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Напри мер, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свиде телей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санк ции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответствен ности за нарушение нормы права (например, штраф).

относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязан ностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соот ветствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходи мости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возло жить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уго ловного права, которые устанавливают низший и высший пределы на казания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

Так, согласно гражданскому законодательству покупа-тель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по свое-му выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего ка-чества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устра-нения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупа-теля на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право нарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными ра ботами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязан ности загладить причиненный вред.

По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специ альные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отноше нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Специализированные нормы нрава. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового ре гулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определен ных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

закрепительные - это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Напри мер, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавли вающие единые признаки преступления, наказания, условий освобожде ния от наказания;

дефинитивные - нормы, в которых содержатся научно сформу лированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособ ности, сделки, должностного лица);

нормы-принципы - это нормы, в которых сформулированы об щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи граждан ского законодательства и т. п.).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося-гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация право вых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы пра ва, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно- правовых актов классификации норм права должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положе ния теории. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

первичный элемент системы права, юридически обязательное правило по-ведения, исходящее от компетентных государственных органов, закреплен-ное или санкционируемое в официаль ном акте (законе, указе и т. п.) и охра няемое от нарушений мерами государ ственного принуждения

устанавливаются или санкционируются государством

определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов

имеют предоставительно-обязьшающий характер

их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными госу дарственными мерами

выступают государственным регулято ром типового общественного отноше ния ГИПОТЕЗА

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

СТРУКТУРА

ДИСПОЗИЦИЯ САНКЦИЯ

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЕ

часть нормы, указывающая, при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов, их прав и обязанностей часть нормы, формулирующая права и обязанности, само правило поведения часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждения), применяемые при ее нарушении

Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов ПОЛНАЯ ОТСЫЛОЧНАЯ БЛАНКЕТНАЯ в статье излагаются в статье содержатся в статье лишь все необходимые не все элементы называются элементы правовой правовой правила либо нормы (гипотеза, нормы, но имеется устанавливается диспозиция, отсылка к другим ответственность за санкция) статьям их нарушение, но без отсылок этого же сами правила к другим акта, где имеются поведения статьям недостающие содержатся в сведения другом нормативном акте

РОЛЬ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВА

закрепляет в правовых нормах специфические общественные отношения, возникающие в условиях вооруженных сил

обеспечивает упорядочение, слаженность, организованность разнообразных общественных отношений в вооруженных силах

охраняет от противоправных посягательств

боеспособность вооруженных сил, воинскую дисциплину, порядок несения военной службы, права и законные интересы военнослужащих и их семей

оказывает воспитательное воздействие на военнослужащих

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Норма права как первичный элемент системы права. Ее призна ки и регулятивные возможности.

Что означает предоставительно-обязывающий характер право вой нормы?

Действительно ли норма права определяет меру внутренней и внешней свободы человека? В чем это выражается?

Что такое структура правовой нормы?

Может ли норма права выполнять свои государственно- регулятивные функции при отсутствии хотя бы одного из ее структур ных элементов?

Вам неизвестны условия действия нормы права. Можно ли применить ее предписания к определенным жизненным обстоя-тельствам?

Всегда ли можно обнаружить в статьях нормативно-правовых актов гипотезу, диспозицию и санкцию в их логическом единстве?

Какие способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

В чем отличие отсылочного способа изложения логических эле ментов правовой нормы от бланкетного?

Классификация норм права и ее значение для практики правово го регулирования.

Еще по теме § 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ:

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -