Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования

1. Понятие, стадии и виды правового регулирования.

2. Способы и типы правового регулирования.

3. Методы правового регулирования. Правовые режимы.

4. Эффективность правового регулирования.

Понятие, стадии и виды правового регулирования

Термин "регулирование" (от лат. Regula - планка, правило) означает упорядочивание, введение в определенные рамки путем воздействия на определенный объект.

Правовое регулирование общественных отношений - это упорядочение поведения участников общественных отношений с помощью юридических средств.

Объектам правового регулирования является поведение людей и их объединений в обществе, которая в силу своей социальной значимости регулируется нормами права (юридически значимое поведение). Кроме того, в юридической литературе используется более широкое, чем правовое регулирование, понятие "правовое воздействие", непосредственным объектом которого является не только поведение человека, а также и его сознание, психика.

Предметом правового регулирования являются такие общественные отношения, упорядочения которых возможно и одновременно уместно именно с помощью юридических средств, ведь право является универсальным социальным регулятором, но далеко не единственным и не всеобъемлющим. Существуют определенные объективные возможности права, которые определяют пределы правового регулирования, вне которых оно становится неэффективным, бесполезным и даже вредным. Определение этих границ необходимо с целью предотвращения тотальной регламентации общественной жизни и вмешательству государства в личную жизнь членов общества. Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку поведение людей, которой требуют его нормы, объективно возможной и соответствует социальным, в частности экономическим и политическим, условиям.

Следовательно, не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, а только те, которые отвечают определенным признакам:

1) имеют социальную значимость;

2) затрагивают интересы других лиц или общества в целом;

3) предполагают возможность социального конфликта вследствие ценности и ограниченности ресурсов (общественных благ), по поводу которых они возникают;

4) являются постоянными, нередко повторяющимися;

5) предполагают возможность внешнего, именно правового контроля над ними.

Круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, не является постоянным; оно может изменяться в зависимости от потребностей общества.

Специфической свойством правового регулирования, следует из сущности самого регулятора - права, является его обеспеченность государством. Она уполномочивает органы публичной власти на создание нормативно-правовых актов и других формальных источников права, осуществление их постоянного обновления и одинакового применения, установленные санкций за их невыполнение, обеспечение их охраны средствами принуждения и тому подобное. Сущность права определяет и такие свойства правового регулирования, как всеобщность (распространяется на все общество и всю территорию страны); формальная определенность (осуществляется только в заранее определенный способ и в заранее определенных формах) системность (осуществляется с помощью системы правовых норм).

Обязательными стадиями правового регулирования являются: формирование нормативно-правовой базы (объективного права), возникновение субъективного права и реализация права.

На стадии формирования объективного права осуществляется юридическая регламентация общественных отношений. На этой стадии уполномоченный субъект нормотворчества создает нормативную основу правового регулирования, закрепляет нормы и отражает принципы права в нормативно-правовых актах, выбирает из унифицированных способов, методов и типов правового регулирования те, что являются наиболее подходящими, целесообразными для эффективного регулирования соответствующих отношений.

На стадии возникновения субъективного права констатируется наличие у участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии общественные связи приобретают правового характера, становятся правовыми отношениями - юридически регламентированы и защищенными публичным властным принуждением, а их участники получают юридического статуса субъектов правовых отношений.

На стадии реализации права происходит фактическое воплощение норм в правомерном поведении субъектов. Именно здесь правовое регулирование проходит проверку практикой на целесообразность, достаточность и эффективность.

Факультативной является стадия применения права. На этой стадии осуществляется дополнительное правовое обеспечение реализации участниками общественных отношений их субъективных прав и юридических обязанностей с привлечением уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.

Сложность и неоднородность правового регулирования определяют разнообразие его видов , которые классифицируются по ряду критериев.

Так, в зависимости от специфики юридических средств, используемых при правовом регулировании, оно делится на нормативное и индивидуальное.

Нормативное правовое регулирование осуществляется на основе созданных уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов и других формальных источников права. Оно имеет такие специфические признаки: распространяется на заранее не определенное количество тождественных случаев; адресуется кругу лиц, персонально не определяется; осуществляется, как правило, в течение длительного времени.

Индивидуальное (ненормативное) правовое регулирование осуществляется посредством издания уполномоченными субъектами индивидуальных правовых актов, прежде всего на стадии применения права. Оно направляется на благоустройство конкретного поведения, распространяется только на персонально определен круг лиц.

По характеру распределения компетенции правовое регулирование подразделяется на централизованное и децентрализованное.

Полномочия по централизованному правового регулирования имеют только центральные органы государственной власти. Полномочия по децентрализованного правового регулирования относятся местным органам государственной власти, органам местного самоуправления (правовое регулирование благоустройства, распоряжение имуществом, находящимся в коммунальной собственности и т.д.).

По степени причастности субъектов в процесс создания правил , регламентирующих их поведение, правовое регулирование разделяют на субординационные, координационное и автономное.

Субординационные правовое регулирование не предусматривает согласование юридических правил с субъектами, на которых распространяется их действие (например, регламентация общественных отношений на основании нормативных и индивидуальных правовых актов).

Координационное правовое регулирование предусматривает согласование и сотрудничество субъектов по созданию таких правил (например, заключение нормативно-правовых договоров).

Автономное правовое регулирование характеризуется совпадением субъекта создания и субъекта применения юридического правила в одном лице (например, утверждение приказом Министерства внутренних дел Украины Инструкции по организации деятельности органов предварительного расследования Министерства внутренних дел Украины).

Все элементы правового регулирования обусловливают друг друга, находятся в системном единстве, составляют целостный юридический механизм. Его полнота и действенность является необходимым и достаточным условием результативного правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это логично согласована, динамическая система унифицированных юридических средств, необходимая и достаточная для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений.

Эта категория позволяет собрать вместе и объединить в целостный, логически согласованный комплекс юридические средства (нормы права, нормативно-правовые акты, акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и т.п.), исследовать и открыть их как динамическую и действенную систему.

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже от­мечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные от­ношения.

Правовое регулирование не следует смешивать с более широ­ким по объему понятием - правовым воздействием на обществен­ные отношения. Помимо сугубо юридических средств правовое воздействие включает в себя воспитательные, организационные, профилактические и иные средства правового влияния на пове­дение человека.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регули­рования. Его особенности связаны со спецификой права как осо­бого социального явления: это нормативное регулирование, в ос­нове которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются право­вому регулированию, называются предметом правового регулиро­вания.

Есть объективные и субъективные пределы правового (зако­нодательного) регулирования. Иными словами, далеко не все об­щественные отношения могут регулироваться правом. Не регули-
руются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отно­шения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения люб­ви, товарищества, которые по своему характеру не терпят право­вого вмешательства. Не регулируются правом отношения с учас­тием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспо­собными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регу­лировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управля­ются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отно­шения могут быть предметом правового регулирования и закреп­ляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например акты, регулировавшие государ­ственно-плановую экономику), а может расширяться. Это проис­ходит в случае появления новых общественных отношений, тре­бующих правового воздействия, что влечет издание новых юри­дических норм.

Регулируются общественные отношения определенным спосо­бом (или их совокупностью), который называется методом пра­вового регулирования. Он, как и предмет правового регулирова­ния, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития де­мократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование общественных отношений осущест­вляется с помощью целой совокупности юридических средств, на­зываемых механизмом правового регулирования. В этот меха­низм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами ме­ханизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуаль­ные правовые акты), принципы права, правовая культура.

Пос­ледние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизыва­ют весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование - это процесс, длящийся во време­ни. Он включает две стадии: регламентацию общественных отно­шений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений - урегулирова­ние с помощью права (или других социальных норм) определен­ных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия право­вого регулирования состоит в издании юридических норм, охва­тывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреп­лении в юридических нормах круга общественных отношений, ре­гулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, сво­бод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний. Юридические нормы, таким образом, являются результатом первой стадии правового регулирования общественных отношений и первым основным эле-, ментом механизма правового регулирования.

Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и из­даются, чтобы действовать. В процессе их действия возникают предусмотренные в нормах права и обязанности, приобретает четкие, реальные контуры предмет правового регулирования, приводятся в движение рычаги, обеспечивающие правопорядок. Действие юридических норм неразрывно связано с правоотноше­ниями, которые являются формой бытия юридической нормы и выступают основным элементом механизма правового регули­рования.

В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюде­ние, исполнение, использование и применение - это и формы их действия. Реализация правовых норм осуществляется в актах ре­ализации - юридически значимом поведении, в котором реально осуществляются права и обязанности субъектов. Акты реализа­ции норм права - третий основной элемент механизма правового регулирования.

Что же касается путей действия права, то они таковы: а) за­конодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в про­цесс правового регулирования, а для права создаются условия
(предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права юри­дическими правами и обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотрен­ных нормами; г) угроза применения государственного принужде­ния за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее дей­ствия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов, о чем говорится нередко в самих принимаемых законах. Например, ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.: «Прави­тельству Российской Федерации принять необходимые для реа­лизации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты» ; ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.: «... Принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений» .

Эффективность правового регулирования. Термин «эффек­тивность» употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего-нибудь. Отсюда эффективность в праве органичес­ки связана с результативностью, действенностью определенных мер, поведения, юридического предписания.

Мерилом эффективности норм права (а следовательно, и пра­вового регулирования) является степень достижения ими постав­ленной цели. Учитываются, таким образом, два обстоятельства: поставленная цель и достигнутый результат. При этом следует раз­личать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные. Определяя результативность правового регулирова­ния, надо исходить из того, что правовые нормы направлены, во- первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе; во-вторых, на стиму­лирование дальнейшего развития существующих отношений; в- третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.

Соотнеся фактические результаты действия юридических норм с целями, которые ставились при их издании, можно судить об эффективности или неэффективности юридических норм. Эф­фективной будет норма, если поставленные цели достигнуты. Сте­пень достижения этих целей определяет и степень эффективности юридической нормы, правового регулирования.

Эффективность правовых норм тесно связана с их социальной ценностью. Если норма эффективна, она имеет и социальную цен­ность. Но неэффективность нормы еще не свидетельствует о не­нужности нормы. Обладая социальной ценностью, норма права в силу определенных причин может быть неэффективной.

Условия эффективности юридических норм, правового регу­лирования весьма разнообразны. Основные из них:

1. Соответствие юридических норм характеру и уровню эко­номического и социального развития страны. Если нормы права верно отражают это развитие, они могут быть эффективными. К сожалению, современное российское законодательство мало со­ответствует состоянию экономики, не учитывает ее особенности, насаждает западные модели и образцы ее регулирования.

Законодательство ориентировано на стихийный рынок, зару­бежные инвестиции, оно не стимулирует развитие отечественного производства, мало заботится о российском товаропроизводителе.

2. Совершенной законодательство. Чем совершеннее законода­тельство, тем полнее будут достигаться цели, поставленные при издании юридических норм. Совершенное законодательство - это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное зако­нодательство. Это законодательство, где дана адекватная юриди­ческая оценка регулируемым общественным отношениям и пред­ложена наиболее оптимальная положительная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права.

Современное российское законодательство на редкость проти­воречиво. Причины этого: отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и, как следствие этого, от­сутствие продуманного плана законотворческих работ; лоббиро­вание законопроектов, отвечающих узкогрупповым интересам; наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство и Администрация Президента) и др.

Малоэффективными будут нормы, устанавливающие завы­шенные обязанности или санкции, не соответствующие содеян­ному. По этой причине недостаточно эффективно современное на­логовое законодательство, не стимулирующее развитие производ­ства, а физических лиц побуждающее скрывать доходы. Сниже­

ние процентной ставки налога сделало бы ненужными противо­законные манипуляции по сокрытию доходов, стимулировало бы развитие экономики и привело бы к увеличению денежных сбо­ров. С другой стороны, не будет эффективным и законодатель­ство, занижающее ответственность правонарушителей, либо во­обще ее не устанавливающее. Только полной юридической без­ответственностью и безнаказанностью руководителей государст­ва, высоких должностных лиц можно объяснить ослабление Рос­сийского государства и основательный развал российской госу­дарственности.

3. Высокий уровень правовой культуры. Правовая культура - это знание права и осознанное стремление следовать требованиям юридических норм. Можно хорошо знать содержание правовых предписаний, но не выполнять их. В этом случае речь о правовой культуре идти не может. Чем выше уровень правовой культуры, тем надежнее и последовательнее выполняются правовые предпи­сания, тем эффективнее правовое регулирование общественных отношений. К сожалению, уровень правовой культуры граждан, должностных лиц в российском обществе не слишком высок. Зато процветает правовой нигилизм - отрицательное отношение к праву и выполнению его требований.

  • Административно-правовое регулирование. прохождения государственной службы
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕМ КОМПЛЕКСЕ
  • Административно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений с иностранными государствами.
  • Административно-правовое регулирование прохождения гос. гражданской службы.
  • Правовое регулирование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

    Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда, использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию - правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

    Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

    Право – система норм, которую устанавливает только государство.

    Признаки:

    1. Нормативность – формирование типичного правила поведения.

    2. формальная определенность, официальное закрепление (твердо устанавливает делать крепким, устойчивым)

    3. проявление воли и сознания людей.

    4. обеспеченность возможностью государственного принуждения.

    5. системность

    6. право – система норм правил поведения

    7. выражение воли и интересов общества

    8. сформулированный в специальных государственных документах

    9. охраняются от нарушений мерами государственного принуждения

    Социальные нормы – правила поведения, установленные обществом.



    Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.

    Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

    Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

    Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

    Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

    Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.



    Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

    Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: - порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;

    Средствами их обеспечения (санкциями);

    Степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

    В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

    Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

    Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

    Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

    Правовое регулирование - это регламентация общественных отношений посредством установленных общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных государственной охраной, защитой, а в необходимых случаях государственным принуждением.

    Категория «правовое регулирование» выражает «динамическую сущность всей юридической надстройки». Она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность.

    Правовое регулирование - это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования.

    Это регламентация общественных отношений, представляющая собой систему разнообразных юридических средств которую составляют нормы права, юридические факты, правовые отношения, установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права.

    К правовому регулированию нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане). Его можно охарактеризовать как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права. Мерилом правомерности этих действий выступают нормы права, издаваемые в целях согласования поведения одних субъектов права с правами и интересами других граждан, общества и государства.

    Процесс правового регулирования (собственно правовое регулирование) состоит из следующих взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется различными особенностями.

    Начальная (организационная) стадия, в которую входят:

    определение праводееспособности граждан;

    установление правового статуса граждан;

    определение компетенции органов власти;

    установление правового положения различных негосударственных, общественных и т. п. организаций.



    Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействий), влекущих определенные юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие (бездействие)) и конкретное правоотношение - две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии.

    Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:

    реализованные гражданами субъективные права и обязанности;

    выполненные органами государства задачи;

    достижение уставных целей негосударственными организациями;

    реализованная юридическая ответственность и т. д.

    Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирования вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.

    В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделятьдва типа правового регулирования.

    Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построенобщедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

    Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называтьразрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

    Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

    Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

    Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

    Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах - отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

    В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

    Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

    Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

    Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

    Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

    В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

    Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

    В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

    Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

    Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

    Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

    Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом - пассивный.

    В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

    К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

    К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

    С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

    Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого

    регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то

    возможны следующие ситуации:

    Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство

    регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера

    правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол

    в нерегулируемых сферах жизни.

    Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования

    слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое

    контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность

    В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ

    определения пределов правового регулирования:

    В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения,

    которые обладают определёнными признаками:

    а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества,

    так и интересы общесоциальные;

    б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из

    которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения

    интересов другого;

    в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила,

    признания обязательности этих правил;

    г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых

    подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу

    правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих

    перечисленным признакам:

    Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

    Отношения по властному управлению обществом.

    Отношения по обеспечению правопорядка.

    Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и

    необходимого правового регулирования.

    Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел

    правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных

    отношений для государства и общества.

    Эффективность механизма правового регулирования.

    Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между

    результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью

    Целями механизма правового регулирования являются следующие:

    Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых

    нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в

    рамках которых они будут функционировать.

    Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-

    психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его

    нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и

    значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому

    процессу.

    Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование

    правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового

    регулирования.

    За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к

    нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения

    интересов.

    Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто

    необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые

    места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм,

    а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм

    правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства,

    представляющие разные виды правового регулирования, который дает

    управленческому процессу дополнительные возможности.

    Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме

    придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его

    функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит

    достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в

    целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в

    нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации

    права, торможению правового эффекта.

    Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно

    влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления

    законности и правопорядка.

    Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового

    регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования

    должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать

    благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его

    правового статуса.

    Тема 1.1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Право – система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

    Человеческое общество является сложной социальной системой. Люди в процессе жизнедеятельности вступают в общественные отношения, которые регулируются при помощи права. Но так было не всегда.

    Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения, между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права.

    Формирование права шло несколькими путями.

    1.Государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. 2.Государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечения их реализации. Государство, как правило, само создает правовые нормы путем создания специальных нормативных актов.

    Таким образом, право возникло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

    На протяжении многих веков люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:



    1) правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм;

    нормы, которые регулируют общественные отношения. Их называют социальными нормами. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе.

    Социальные нормы характеризуются как стражи порядка и хранители ценностей. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем поощрений или наказаний, то есть путем позитивных или негативных санкций.

    Среди наиболее важных выделяют нормы обычаев, морали, этикета, корпоративные, религиозные и правовые. Эти нормы рассмотрим с точки зрения возникновения в человеческом обществе.

    Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Пример: празднование нового года в ночь на 1 января.

    Нормы морали – это правила поведения, являющиеся производным от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Пример: поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

    Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Пример: помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине.

    Корпоративные нормы – это правила поведения, установленные общественными организациями. Пример: деятельность Южно-Уральского государственного технического колледжа регулируется уставом.

    Религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в священных различных книгах, либо церковью. Пример: никому не воздавайте зло за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные. А дайте место гневу Божию. (Новый завет).

    Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Пример: Конституция РФ ст. 29(2) Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально- культурные. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

    Итак, современное право характеризуется следующими признаками:

    1. нормативность, право состоит из норм;

    2. общеобязательность, правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями;

    3. формальная определенность, правовые нормы выражаются в словесно – письменной форме в текстах различных источников права;

    4. системность, все правовые нормы логически связаны, вытекают друг из друга, образуя систему законодательства;

    5. гарантированность государством, реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы;

    6. многократность принуждения, нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

    Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития.

    В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

    1.Регулятивную - способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

    2.Охранительную - способность охранять общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

    3.Гуманистическую - право смягчает в обществе конфликты;

    4.Воспитательную - право готовит подрастающее поколение к восприятию существующих в обществе идеалов;

    5.Идеологическую - формирует в общественном сознании представление о необходимых принципах поведения.

    Соотношение права и морали

    Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

    Общие черты права и морали:

    1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

    2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

    3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия, как нормам права, так и нормам морали определяют общество и государство, а не отдельный индивид.

    4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

    Различия между правом и моралью:

    1. Если право это система наведения порядка в обществе , обеспеченная государством принудительной силой, то мораль это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

    2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

    3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.

    4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

    5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек

    заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т.п. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.

    Контрольные вопросы:

    1.Что такое социальная норма?

    2.Какие виды социальных норм вы знаете?

    3.Какие нормы называются правовыми?

    4.Перечислите и раскройте признаки права.

    5.Назовите сходство и отличия права и морали.

    Литература

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
    4. Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М., 2004.
    5. Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2005.
    6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2006.
    7. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М., 2007.

    Тема 1.2. СИСТЕМА ПРАВА

    Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

    Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений.

    Институт права это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений (пр.: в трудовом праве существует институт рабочего времени)

    Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования.

    Предмет правового регулирования – качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют отрасль трудового права.

    Метод правового регулирования - способ воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. Например: метод равенства сторон в гражданском праве.

    Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие.

    1.Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления, как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

    2.Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

    3.Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний;

    4.Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

    5.Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

    6.Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

    7.Земельное право. Регулирует отношениясвязанные с использованием и охраной земли.

    8.Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

    9.Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможеннуюграницу государства.

    Все указанные отрасли относятся к отраслям материального права, т.к. содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

    Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами норм материального права являются:

    1)гражданско-процессуальное право- совокупность норм регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых и т.д. правоотношений;

    3)уголовно-процессуальное право -совокупность норм регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

    Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право . Право публичное регулирует отношения между гражданами и государством (конституционное, административное, уголовное, финансовое право и т.д.). Частное право регулирует отношения между частными лицами на основе их взаимных обязательств (гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права). Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

    Систематизация законодательства:

    Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

    1)основы законодательства;

    3) уставы (положения).

    Наиболее распространенный вид – кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

    Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки.

    Инкорпорация бывает:

    а) хронологической , когда нормативные акты в сборниках расположены

    в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

    б)систематической , когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

    Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

    Официальная инкорпорация - предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники. При разрешении юридических споров, можно ссылаться только на издания официального характера.

    Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

    Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию . Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания (охрана окружающей среды, образование). По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути, консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации. Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права» . Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства. Например, если уголовное законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения. Кроме того, уголовное право – это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина. Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое система права?

    2.Какие уровни можно выделить в системе права?

    3. Что такое правовой институт?

    4. Что такое система законодательства?

    Литература
    1. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996, гл. XII, с. 191- 214; гл. XXII, с. 355-391.
    2.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 16, с. 36; тема 20, с. 218-232.
    3.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, гл. XV, с. 210-220.
    Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

    Тема 1.3. ФОРМЫ ПРАВА

    Источники права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты, нормативно – правовой акт.

    Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

    Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.

    Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.

    Правовая доктрина – это мнения ученых – юристов по вопросам права.

    Религиозные тексты – священные книги как источник права.

    Нормативно – правовой акт (НПА) – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально – документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

    В зависимости от юридической силы нормативно – НПА делятся на законы и подзаконные акты .

    Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

    Виды законов:

    1.Основные Конституция РФ и Конституции субъектов РФ

    2. Федеральные конституционные законы законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. Например, ФКЗ о Судебной системе РФ.

    3.Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону.

    4. Законы субъектов РФ регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства.

    Подзаконный акт – один из видов НПА, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов, обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

    По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

    1нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

    2)постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

    3)ведомственные нормативные акты НПА общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

    4)подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

    5) внутриорганизационные акты такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

    Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

    1.Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти.

    2.Компетентность . НПА должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

    3.Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение НПА не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. 4.Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих НПА более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете РФ» должен приниматься не позднее конца текущего года).

    5.Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).