Формы и методы осуществления государственной власти. Государственная власть: понятие и формы выражения Формы выражения государственной власти

Функции государства заключаются в конкретных действиях, совершать которые способны субъекты власти. Что такое форма государственной власти? Это совокупность осуществления или способы функционирования госвласти в рамках закона. Функции можно разделить на правовые и организационные, в то время как формы правления разные и заложены в каждом государстве историей.

Правовые

Совокупность способов осуществления государственной власти - это форма правления, которая может быть разной. Правовая форма описывается как деятельность, включающая в себя значимые юридические действия правительств, которые не нарушают установленный законный порядок. Выделяют отдельные классификации реализации определенного режима. К правовым формам осуществления государственной власти можно отнести:

  • правотворческая деятельность;
  • управленческая;
  • судебная деятельность.

Описанная классификация за основу берет принцип разделения власти. Некоторые авторы, к примеру, Байтини, прибавляют к указанному списку дополнительно контрольно-надзорную деятельность государства.

Разные виды

Формы и методы осуществления государственной власти нераздельно связаны. Правовые формы в этом отделе классифицируются на следующие:

  1. Правотворческая деятельность - форма функционирования власти, при которой осуществляется создание нормативных актов, издание новых юридических норм, а также их санкционирование и изменение. Самой главной составной частью такого устройства является основа - закон.
  2. Правоприменительная деятельность - это форма правления, при которой власти страны выполняют законы и подзаконные нормативные акты посредством издания новых. В таком случае выделяют оперативно-исполнительную деятельность, а также правоохранительную.

Формы и методы осуществления государственной власти включают в себя оперативно-исполнительные функции - властную, творческую, исполнительно-распорядительную функцию, которые осуществляются посредством издания актов применения норм права. Они - основа для создания, корректировки, а также обрыва правоотношений в конкретной ситуации. Оперативно-исполнительная функция несет ответственность за самые разные вопросы, которые возникают на территории страны каждый день и нуждаются в рассмотрении исполнительным органом.

Охранительная деятельность - форма государственного властвования, которая заключается в оперативной деятельности правительственных органов по защите предоставленных жителям страны субъективных прав и контролю за исполнением возложенных на них обязанность юридического характера (контроль за выполнением основных норм и устранение нарушений).

При осуществлении правоохранительной функции целью государства является создать правоприменительные акты (протесты, приговоры, постановления следователей и решения судебных приставов).

Понятия формы осуществления государственной власти были бы неполными без организационной реализации правления. Организационные формы правления немного отличаются от правовых, но используются так же активно.

Деятельность подобного типа не требует строгого и полного оформления юридически. При ее осуществлении не совершается никаких действий, которые бы могли быть как-то ценны для юриспруденции, то есть они не влекут за собой правовых последствий.

Действия по организации не требуют издания каких-либо специфических юридических актов и норм, поэтому проводятся в порядке действующей в настоящее время управленческой деятельности. Тем не менее все организационные процессы должны быть совершены в рамках установленного законодательства, законом в этом случае будет регламентироваться только общая процедура цепочки действий.

К организационной форме управления государства можно отнести следующую деятельность:

  • хозяйственная;
  • регламентирующая;
  • идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность

Еще одна основная форма осуществления государственной власти. Под таким понятием подразумевается оперативная работа организации по решениям определенных вопросов и задач (деятельность государственных организаций по обеспечению функционирования власти, при которой создаются и подготавливаются документы, проекты, организуются выборы и другие важные для политики и страны мероприятия).

Организационно-хозяйственная деятельность

Оперативно-техническая деятельность, направленная на контролирование разносторонних функций государства. К примеру, контроль снабжения и сбыта, экономическое обоснование, ревизионная деятельность.

Организационно-идеологическая деятельность

Формы и способы осуществления государственной власти включают в себя организационно-идеологическую деятельность. Она является постоянной, поэтому осуществляется повседневно. При ней проводятся разъяснительные и воспитательные работы, целью которых является контроль за правильным и добросовестным исполнением основных функций, возлагаемых на государство:

  • детальное описание издаваемых законов и других нормативных актов;
  • создание общего общественного мнения, которое бы могло давать конкретный ответ на вопрос.

Государственная власть, ее свойства и формы осуществления не терпят путаницы между организационными (неправовыми) формами и действиями политических должностных лиц против общеустановленного права. Поведение подобного характера может быть связано с прямыми угрозами, насилием, запугиванием, травмированием психики - все это выходит за рамки сфер права. В стране с демократическим правлением достижение политических целей подобным образом запрещено и карается законом.

Но это также не будет значить, что власть не может использовать элементы принуждения при своем функционировании. При реализации своих главных функций государственный аппарат может в зависимости от складываемой ситуации применять разные методики: убеждение, принуждение, поощрение либо наказание второй стороны.

Основные свойства

Кроме функций государству присущи и свойства, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Следует отметить, что свойства государства в некоторых моментах перекликаются с его признаками. Основные заключаются в:

  1. Публичности. Публичность в широком смысле определяется в общественном характере власти (хотя признак общественности имеется у каждой страны). Если же рассматривать понятие в узком смысле в рамках общей теории права, то его можно описать как соответствие профессиональных навыков субъектов власти к ее объектам. Граждане, проживающие на территории страны, делегируют все полномочия по управлению государственными делами, тем самым признавая право на публичность всех функционирующих управленческих органов.
  2. Суверенность, верховенство - практически одинаковые свойства. Верховенство - независимость государственной деятельность в рамках ее дозволений. Суверенность же означает невозможность влиять на внутренние дела в стране по причине передела государственных границ. Верховенство государственной власти внутри страны указывает не только на ее независимость, но и на высокий статус власти, которая регулирует социальные, экономические и другие аспекты.
  3. Универсальность - это свойство, которое также в каком-то смысле совпадает с признаком государства. Власть в пределах своей универсальности распространяет свою влиятельность на все города и области страны, а также на всех жителей в переделе установленных границ.
  4. Нормотворчество, закрепленное за государственным аппаратом. Власть отличается общеобязательным признаком исключительного права на создание и учреждение нормативных прав. Каждый гражданин, проживающий в стране, должен строго соблюдать установленные правила и нормы, в противном случае на него будет наложена ответственность.
  5. Разделение власти. Это действенный и самый распространенный метод деятельности должностных лиц и органов внутри страны. Раздел власти важен для защиты прав и свобод человека, проживающего на территории государства. На территории России, как и других стран с признанной демократией, власть поделена на исполнительную, законодательную и судебную. Все из этих ветвей функционируют самостоятельно и не зависят друг от друга, но обладают определенным функционалом, который может влиять на остальные. Это помогает предотвратить проявление авторитарного режима в процессе управления государством. Все ветви государственной власти для эффективного и правильного функционирования должны быть взаимосвязанными, то есть взаимодействовать друг с другом.

Дополнительные свойства государственной власти

Кроме основных свойств существуют и дополнительные:

  1. Единство. Это свойство говорит о том, что именно государственный аппарат даже при наличии разделения власти на отдельные ветви не включает в себя конкуренцию между этими разделами. Единство и разделение власти в условиях власти - это два понятия, которые прочно связаны друг с другом.
  2. Общеобязательность и принудительность. Это свойство описано наличием властных механизмов действия на жителей, проживающих на территории страны. Оно отличается обязательным характером, на который никак не может воздействовать отдельный индивид в случае его несогласия по отношению к общеустановленным нормам и правилам. Уклонение от обязанностей приведет к наложению на гражданина принудительных мер.

Многие свойства государственной власти перекликаются между собой и сочетаются с признаками, что указывает на крепкую взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость органов и институтов державы.

Структура

Государственная власть состоит из следующих частей:

  • субъект;
  • объект;
  • властеотношения;
  • средства и ресурсы, играющие роль инструментов.

Конечно же, субъектами являются не только волостные органы, образованные государством, но и другие образования, которые обладают определенными полномочиями - субъект РФ, народность, нация и целый избирательный корпус.

Объектом государственной власти при этом будет юридическое либо физическое лицо, отдельный индивид, группы, объединения, классы, общество во всех его проявлениях.

Объект - это то, на кого направляется государственная власть, ему предписана определенная форма поведения, цепь действий и поступков. Предписанные нормы поведения доводятся до лиц с помощью правовых актов, индивидуальных норм и других законных документов. Работают при условии принуждения, убеждения и зависимости от авторитета.

Тоталитарный и демократический режим

Важно отметить, что в государстве с тоталитарным режимом субъект в острой форме противопоставляется объекту. Выведена следующая закономерность: чем выше уровень тоталитаризма диктатуры внутри страны (к примеру, фашистская диктатура), тем сильнее выражено противостояние между властью и населением. Иногда оно принимает очень опасные формы и приводит к серьезным последствиям.

В государстве с демократическим же режимом субъект и объект (на кого направлена власть) совпадают друг с другом. В таких условиях житель может не только свободно выбирать представителей власти, но и предлагать свою кандидатуры, он может инициировать отзыв депутата и другое. Референдум в таком обществе является средством решения экономических, политических и жизненных вопросов населения.

В статье были представлены формы осуществления государственной власти.

Государственная власть - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности . Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти.

Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства -это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции. 2 формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:

    При монархии -верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

    Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика - такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика- это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Сильное влияние на способы и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: УНИТАРНАЯ и ФЕДЕРАТИВНАЯ (существует еще конфедерация).

Унитарное государство . Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах. (Франция)

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы. Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы через которые осуществляют власть на местах.

Конфедерация . При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.

План

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки государственной власти…………………………7

2. Государственная и политическая власть: соотношение

понятий……………………………………………………………………..12

3.Организация и формы осуществления государственной власти в

России……………………………………………………………………….17

4. Система государственных органов по принципу разделения

властей............................................................................................................29

Заключение………………………………………………………………….38

Приложение 1………………………………………………………………....

Список использованной литературы……………………………………....40

Введение

Избранная тема курсовой работы «Государственная власть и формы её осуществления», являлась, является и думается - будет являться постоянно востребованной для научного изучения и исследования, имея своей целью, как теоретическое значения, так и практическое использование. Ведь государство получает наиболее яркое выражение во власти, и именно власть является основным признаком государства.

Многие мыслители обращались к исследованию данной темы, опираясь на многовековой опыт существования власти. Исследуя её в различных проявлениях, прогнозируя пути ее дальнейшего развития.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждал в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...”

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра 1, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль.

В современных же условиях, когда Россия переживает сложныйпериод формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.

Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

Актуальность темы исследованияданной курсовой работы состоит в том, что в ходе реализации государственной власти появляются многочисленные сложности и проблемы. К числу важнейших из них относятся неудовлетворительность законодательного регулирования многих отношений государства и общества, проявляющихся, в частности, в их неадекватности новым условиям. Данный тезис особенно применим к российскому правовому регулированию: его неадекватность складывающимся потребностям общества проявляется очень рельефно.

Можно утверждать, что реалии сегодняшней России представляют из себя очень интересный материал для исследования проблемы государственной власти. В этих условиях предпринятое исследование не может не обладать актуальностью.

Соответственно, теоретический анализ такой проблемы имеет большое значение, как для теории, так и для практики российского государственного регулирования.

Задачи и цели исследования:

Исходя из вышеизложенного, основная цель работы состоит в комплексном рассмотрении понятия «государственная власть”, анализе содержания, структуры, формы и механизма действия данного понятия, в выявлении основных проблем ее осуществления в Российской Федерации.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия государственная власть;

2. Рассмотреть признаки государственной власти;

3. Изучить конституционно-правовые основы законодательства, которые регламентируют осуществление государственной власти в РФ;

4. Рассмотреть государственную и политическую власть, их соотношение;

5. Охарактеризовать обстоятельства, описывающие систему государственных органов по принципу разделения властей.

Предметом исследования данной курсовой работы являются:

Правовые институты и явления, связанные с понятием «государственная власть»;

Правовые связи и закономерности, имеющие отношение к органам государственной власти;

Степень разработанности темы в правовой литературе:

Анализ использованной литературы показал, что тема государственной власти достаточно полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения. В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности государственной власти.

Изучению форм осуществления государственной власти посвящали свои работы дореволюционные правоведы: В.М. Гессен, А.Д. Градовский, В.В. Ивановский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и др.
Исследованию форм осуществления государственной власти посвящали свои работы советские и российские специалисты в области теории государства и права: Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.А. Голунский, А.И. Денисов, Л.И. Каск, Ф.М. Раянов, В.М. Ведяхин, А.П. Глебов, В.В. Лазарев, Л.С. Мамут, A.B. Малько, Л.А. Морозова, В.К. Самигуллин, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, В.Е. Чиркин, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, A.A. Югов и др.

Входе написания данной курсовой работы были использованы:

Конституция РФ, федеральные законы, нормативные документы, учебные пособия.

При подготовке работы использовались материалы периодической печати, представленные в основном статьями юристов, политических деятелей, ученых, для более полного раскрытия темы были широко использованы теоретические основы теории государства и права.

Научная значимость данной курсовой работы обуславливается тем, по определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Практическая значимость данной курсовой работы обуславливается необходимостью совершенствования государственной власти, повышения эффективности работы аппарата государства. В работе проводится анализ современной ситуации в области реализации государственной власти в стране.

1. Понятие и признаки государственной власти

«… Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой – либо форме государственного строя…» .

Государственная власть – основная категория государствоведения, феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого» . Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли можно сводить к «организованному насилию». Иначе создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти. Так появился социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале уменьшения роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и как член демократического общества он в праве быть индивидуальным источником власти. Он имеет право активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления. И опираясь на признаки, отличающие государство от общественной власти , как следствие исчезнет само государство.

  • 10. Гражданское общество и правовое государство
  • 11. Проблемы становления Российского правового государства
  • 12. Соотношение государства и права. Правовые формы осуществления государственной власти
  • 13. Государственно-политические режимы и право
  • 14. Правовой статус личности: понятие и структура
  • 15. Права и свободы граждан
  • 16. Понятие и признаки государства
  • Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
  • 17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления
  • 18. Классификация государств
  • 19. Советское государство и право: особенности и уроки
  • 20. Функции государства: понятие и виды
  • 21. Функции современного Российского государства
  • 22. Форма государства: понятие и структура
  • 23. Формы государственного правления
  • 24. Формы государственного устройства
  • 25. Механизм государства
  • 26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • 27. Понятие и структура политической системы общества
  • 28. Государство в политической системе общества
  • 29. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства
  • 30. Демократия и законность
  • 31. Право и политика
  • 32. Внутригосударственное и международное право
  • 33. Правовая конфликтология
  • 34. Понятие и признаки права
  • 35. Основные правовые учения
  • 36. Естественное право и позитивное право
  • 37. Правовой нигилизм и правовой идеализм
  • Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:
  • Причины правового нигилизма:
  • Проявления правового нигилизма:
  • 38. Преемственность в праве
  • 39. Принципы права
  • 40. Функции права
  • 41. Право и закон
  • 42. Понятие и виды субъектов права
  • 43. Субъекты правовых отношений
  • 44. Правовая система общества
  • Структура правосознания:
  • Признаки:
  • 45. Система права и система нормативно-правовых актов
  • 46. Основные правовые семьи народов мира
  • 47. Виды социальных норм
  • 48. Нормы права: понятие и признаки
  • 49. Структура норм права
  • 50. Право и мораль
  • 51. Классификация правовых норм
  • 4) В зависимости от времени действия
  • 8) По кругу лиц нормы права подразделяются на:
  • 12) Нормы международного и нормы внутригосударственного права.
  • 13) Нормы публичного и нормы частного права.
  • 52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы
  • Правовая культура зависит от:
  • 53. Правосознание (понятие, структура)
  • 55. Закон в системе нормативно-правовых актов
  • 56. Законность: понятие и основные требования
  • Принципы законности.
  • 57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы
  • 58. Механизм правового регулирования
  • 59. Правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса
  • 60. Систематизация нормативно-правовых актов (понятие, виды, значение)
  • 61. Виды и способы правового регулирования
  • 62. Понятие и вида правовых отношений
  • 63. Содержание и объекты правоотношений
  • 64. Юридические факты: понятие, значение, классификация
  • 65. Юридическая обязанность, ее виды и значение
  • 66. Субъективное право: понятие, виды, значение
  • 67. Гарантии законности
  • 68. Формы реализации права
  • 69. Применение норм права: понятие и характерные черты
  • Признаки:
  • Характерные черты.
  • Стадии применения норм права
  • 70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.
  • 71. Понятие и виды толкования правовых норм
  • В тгп различаются два вида актов толкования:
  • 72. Способы (приемы) толкования правовых норм
  • 73. Правовое воспитание
  • 74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
  • 75. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и кругу лиц
  • 76. Правоприменительные акты (понятие и виды)
  • 77. Субъекты и основные стадии применения норм права
  • 78. Публичное и частное право
  • 79. Официальное толкование правовых норм
  • 80. Юридический процесс и его виды
  • 81. Обеспечение законности в деятельности государственных органов и должностных лиц
  • 82. Правомерное поведение, его характерные черты и виды
  • Признаки правомерного поведения:
  • По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение:
  • По субъекту, осуществляющему правомерное поведение:
  • По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение:
  • 83. Юридическая практика
  • 84. Эффективность норм права
  • 85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм
  • 86. Правонарушения (понятие, виды, причины)
  • Причины правонарушений
  • Некоторые выводы современной криминологии:
  • 87. Меры государственного принуждения
  • 88. Понятие и виды юридической ответственности
  • 89. Юридическая ответственность: цель, принципы, основания возникновения
  • 90. Правопорядок, понятие и характерные черты
  • Особенности правопорядка:
  • 12. Соотношение государства и права. Правовые формы осуществления государственной власти

    Этот вопрос имеет для ТГП принципиальное значение т.к. это единая наука, наука о государстве и праве. Есть три подхода к решению этой проблемы. Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

    1. Этатиский подход . Исходя из превосходства государства над правом. Право рассматривается, как продукт гос. деятельности, как следствие государства. Такой подход – в советское время. Право – совокупность норм, издаваемых государством. Этотисты рассуждают так: государство это причина, а право – следствие. Государство порождает право. Если оно порождает право - значит оно должно господствовать над этим правом. Приоритет отдаётся государству. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена, в отечественной научной и учебной литературе.

    2 .Сторонники школы естественного права (Либеральная концепция) – базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.

    Понятие государства выводится из общественного договора. Есть учение – господство права над государством . Право это причина, а государство это следствие, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Представители этого учения обосновывают господство права над государством. Если брать естественное право, кто будет спорить, что оно появляется раньше государства? Но нельзя сказать, что естественное право является причиной возникновения государства, а оно его следствием. Праву здесь отдаётся приоритет по сравнению с государством, оно возникает раньше,

    Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению.

    В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.

    3. Функциональный подход. Наиболее взвешенный.

    Между государством и правом существуют не причинно следственные, а функциональные связи. Говорят, что причины порождающие государство и право нужно искать в экономике, социальной структуре, политике. Между ними функциональные, а не причинно-следственные связи. Можно сказать, что они (государство и право) друг без друга существовать и функционировать не могут. Управлять государством, не издавая акты невозможно. С другой стороны сама власть в своём функционировании всегда опирается на правовые нормы, если не будет таких правовых норм, никакой организованности в государстве быть не может. Этот подход правильный. Государство и право появляются в силу одних и тех же причин и между ними не причинно следственная связь, а именно функциональная, но эти функциональные складываются на основе причинных связей.

    Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если рабочая, "механизменная" часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, "ядро" права - нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право - в нормативную систему.

    Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке - воздействие государства на право и влияние права на государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.

    Связь между государством и правом замечена довольно давно. Государство единственный творец права, поэтому они не могут не взаимодействовать.

    Причины взаимодействия: 1. В основе их возникновения находятся общие причины. 2. Целый ряд общих закономерностей обуславливает их взаимодействие. 3. Общее социальное предназначение.

    Воздействие права на государство: С помощью права государственная воля становится общедоступной и общеобязательной. С помощью права становится возможным создание эффективной системы государственных органов, их компетенции. Право позволяет государству управлять обществом, учитывая интересы всех (практически всех). Право является тем фактором, который ограничивает произвол государственного аппарата. Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его

    деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право - важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

    Воздействие государства на право: 1. Государство участвует в процессе создания юридических норм. 2.Государство создаёт условия для реализации юридических норм. 3.Государство обеспечивает защиту и охрану права.

    Правовые формы осуществления государственной власти.

    1. Правотворчество. Государственная деятельность по созданию правовых норм. По созданию правовых норм и правового кодекса. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.

    Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний - общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но, так или иначе, государство придает праву важные свойства - формальную определенность, общеобязательность.

    Творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем: 1)в осуществлении правотворческой деятельности. Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер. 2) В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера (мусульманское право – государство санкционируете нормы, выработанные мусульманской доктриной). 3) В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений (обычное право). Таким образом, государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

    2. Правоприменение (правореализация) . Связано с реализацией правовых норм. Судебный приговор и уголовный кодекс. УК это результат правотворческой государственной деятельности. А судебный приговор это результат правоприменительной государственно-властной деятельности. Это разные правовые формы осуществления государственной власти. Никто не будет смешивать приговор и уголовный кодекс. Это разные правовые акты. Один нормативно-правовой, а второй индивидуально-правовой. Но иногда эту правоприменительную форму осуществления государственной власти делят ещё на охранительную и исполнительную и выделяют иногда такие правовые формы осуществления власти как правоохранительная и правоисполнительная. Пример ректор занимается правоисполнительной деятельностью, а прокуратура правоохранительной.

    Роль права в отношении к государству: 1)право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением. 2)Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволительность охранительных и принудительных мер государства. 3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.

    За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

    "

    Понятие форм осуществления государственной власти

    Данные формы можно охарактеризовать в двух аспектах:

    • правовые;
    • неправовые.

    Правовые формы характеризуют связь права и государства, накладывая на последнее обязательства по действию при выполнении своих функций, основываясь на требованиях права и закона, совершая юридически-значимые действия. Все органы власти должны быть подчинены закону и соблюдать его при совершении действий.

    Формы осуществления функций государства

    Функции государства обычно осуществляются в трех формах:

    1. Правотворческая.
    2. Исполнительная.
    3. Правоохранительная.
    • Первая функция предусматривает необходимость подготовки и издания нормативно-правовых актов, которые требуются для эффективной деятельности государства и его элементов, субъектов. Например, осуществление судебных функций невозможно без соответствующих процессуальных норм законодательства.
    • Вторая функция предусматривает реализацию полномочий в сфере норм права, исполнения норм права в практической деятельности. Основные полномочия в данной сфере реализуют исполнительные органы управления, которые возглавляются правительством страны. Данная работа является для исполнительных органов повседневной и реализуется за счет использования актов применения права.
    • Третья функция представляет собой деятельность правоохранительных органов, в том числе касающуюся прав и свобод человека и гражданина, осуществляют принятие мер в сфере охраны законности и правопорядка, производят разрешение споров, привлекают виновных лиц к установленной законом ответственности.

    Замечание 1

    Сегодня активно растет роль договорной формы при реализации государственных функций. Развитие рыночной экономики, децентрализация государственного управления обуславливает возрастание активной роли данных факторов. Принятие государственно-властных решений органов власти обусловлено также системой и структурой гражданского общества, гражданами, которые проживают на территории России.

    Неправовые формы включают в себя значительный объем организационно-подготовительных работ, которые реализуются в процессе осуществления государственных функций. Данная деятельность выступает в качестве необходимой и правомерной, но не связанной с юридически значимыми действиями, которые влекут за собой правовые последствия. Например, сюда относится подготовительная работа, которая осуществляется при поиске информации при изучении юридического, уголовного дела и т.д.

    В литературе также отмечают и иную трактовку данных форм власти, называя их следующим образом:

    • правотворческая;
    • правоприменительная;
    • правоохранительная.

    Первая реализуется путем издания правотворческих актов, которые регулируют различный спектр общественных отношений. При этом все акты, которые принимаются государственными органами, обязательны для тех субъектов, на которые они распространяются;

    Третья категория реализуется путем деятельности по охране правовых норм, реализуемой посредством осуществления функций компетентными правоохранительными органами. Их деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с конституционными положениями. Реализуя основы правоохранительной деятельности, органы принимают в пределах своей компетенции правоприменительные акты, которые в том числе могут носить санкционный характер (например, протоколы).