Рубрика “Жилищные права”. Жилищное право Каждый гражданин имеет право жилище

Конституция РФ о праве граждан на жилище; юридические гарантии осуществления права на жилище.

Конституция РФ (ст. 40) провозглашает право каждого гражданина РФ на жилище. Основные же принципы и механизмы реализации данного конституционного права российских граждан, как и важнейшая часть правового регулирования жилищных отношений, определена в ЖК РФ.

В российском законодательстве понятие "жилище" определено в ч. 2 ст. 15 ЖК. Жилищный кодекс устанавливает, что жилище - это изолированное помщ., которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или часть его; квартира, ее часть; комната.

Конституционное право на жилище предполагает гарантированную законом возможность для каждого быть обеспеченным постоянным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищных условий, а также обеспечение для проживающих в жил. домах, жил. помщ.х здоровой и безопасной среды обитания.

В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Как следует из ч. 2 ст. 76 Основного Закона, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Это относится и к иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые могут иметь жилье в России, хотя порядок предоставления жилья гражданам РФ и тем, кто не имеет российского гражданства, а также отдельным категориям граждан РФ неодинаков.

В то же время Конституция РФ и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечивать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечением государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление жилья малоимущим и иным установленным законом категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.

Важной гарантией конституционного права на жилище является недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жил.пом. возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом закон­ные владельцы жил.пом. вправе истребовать занимаемое ими жил.пом. из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Право на жилище предполагает законные способы приобретения жилья; самовольная застройка, захват жилья незаконны. Приобретение права на жилище, как указал Конституционный Суд, не зависит от наличия так называемой прописки (административного акта).

Конституционное право на жилище дополняется также нормами о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25 Конституции РФ), правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства (ст. 27 Конституции РФ) и др.

Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для законно проживающих в соответствующем помщ. лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан.

Принципы жилищного права.

В юридической литературе выделяют следующие принципы права, которые имеют отношение и к жилищному праву. Общеправовые принципы :

1) справедливость (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2) демократизм (народовластие) (право должно выражать интересы большинства);

3) равенство права; 4) гуманизм (человеколюбие); 5) свобода субъектов права;

6) законность; 7) ответственность за вину;8) взаимной ответственность государства и личности;

9) единство норм права; 10) реальность норм права.

Отраслевые принципы жилищного права (принципы, которые присущи только жилищному праву, и в которых проявляется его сущность и значение для общества. Жил.зак-во закрепляет:

1) необходимость обеспечения органами гос. власти и МСУ условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасности;

2) неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища;

3) беспрепятственное осуществление вытекающих из жилищных отношений прав;

4) равенство участников жил.отношений по владению, пользованию и распоряжению жил.пом.;

5) восстановление нарушенных жил.прав, их судебная защита;

6) обеспечение сохранности жил.фонда и использования жил. помщ. по назначению.

Свобода выбора места жительства . Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и постоянного или временного жительства в любой части страны. В обеспечении данного принципа институт прописки был заменен на институт регистрации по месту жительства.

Доступность пользования жилищным фондом . Один из самых сложных принципов с точки зрения его реализации на практике, и в настоящее время, является декларативным. С одной стороны, каждый человек может получать в свое пользование и в собственность жил.пом.. С другой стороны, высокая стоимость жилья, особенно в крупных городах, квартирной платы и коммунальных услуг не всегда позволяет гражданам воспользоваться данным правом на практике.

Целевое использование жилищного фонда . В ч. 1 ст. 17 ЖК подчеркивается, что жил. пом. предназначено для проживания граждан (собственников и нанимателей, членов их семей и др.). Жил.пом. может быть использовано не только для личного проживания, но и для проживания иных лиц: нанимателей и поднанимателей (на основании договора), временных жильцов (на возмездной основе). Допускается использование жил.пом. для осуществления проф.деятельности или ИП деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жил.пом.. Не допускается размещение в жил.пом.промышленных производств.

Равенство участников жилищных отношений . Участниками жилищных отношений являются не только граждане РФ, но и юридические лица (организации), РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ). Следует отметить, что рaвенство участников жилищных отношений - общее правило, жилищное законодательство регулирует и иные отношения, не предусматривающие юридическое равенство их участников. Например, отношения складываются между органами, осуществляющими учет нуждающихся в жилье граждан и предоставление им жил. помщ., и гражданами, желающими получить жилье на условиях договори социального найма (гл. 7 ЖК РФ).

Судебная защита жилищных прав .Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Принцип приоритета норм международного договора по отношению к нормам национального закона в Российской Федерации является определяющим практически для всех отраслей права и законодательства. Действие данного конституционного принципа теперь подтверждено на отраслевом уровне применительно к жилищному законодательству, поскольку в ст. 9 ЖК РФ установлен приоритет норм международного права по отношению к нормам национального жилищного законодательства.

Источники жилищного права.

Источники жилищного права - оформленные в установленном порядке нормативные акты, регулирующие правовые отношения между субъектами жилищного права.

Система жилищного законодательства представляет собой совокупность источников жилищного права, которые можно разделить на следующие группы:

1. Конституция РФ;

2. федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации;

3. законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

4. нормативные акты органов местного самоуправления.

Положения Конституции РФ лежат в основе всего жилищного законодательства. Фактически можно выделить три конституционные статьи, непосредственно затрагивающие жилищные права и свободы граждан.

Прежде всего речь идет о ст. 40 Конституции, ч. 1 которой гласит: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Часть 2 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ в настоящее время такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нужда ющимся в жилище.

ЖК РФ является базовым актом, поскольку в нем закреплены принципиальные (базисные) положения жилищного права. Он выполняет роль основного (головного) акта системы жилищного законодательства и включает в свой состав нормы, имеющие принципиальное значение для всей отрасли. Нормы ЖК РФ детализируются и конкретизируются в нормативных актах субъектов РФ.

К числу федеральных актов жилищного законодательства относятся также принятые в соответствии с указанными федеральными законами указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшую роль в правовом регулировании жилищных отношений играют нормативно-правовые акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ.

Жилищный кодекс РФ содержит большой перечень вопросов, подлежащих решению Правительством РФ: утверждение типового договора социального найма жил. помщ. (ст. 63), установление перечня заболеваний, при которых совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной квартире невозможно (ст. 51), установление порядка отнесения помщ. к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жил. помщ. (ст. 100), утверждение порядка пересчета платежей за коммунальные услуги (ст. 155), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157), определение порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальные услуги (ст. 159) и др.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. На практике для единообразного применения федерального жилищного законодательства указанные органы издают методические рекомендации по различным вопросам.

Так, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации определена в ст. 13 ЖК РФ.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Компетенция органов местного самоуправления определена в ст. 14 ЖК РФ.

Порядок признания помщ. жил.и, а жил. помщ. непригодными для проживания. Требования к жил. помщ.м

По ст. 15 ЖК жил.пом. может быть признано непригодным для проживания. Многоквартирный дом согласно м.б. признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Порядок признания помщ. непригодным для жилья, а также подлежащим сносу установлен в Положении, утвержденном постановлением Правительства от 28.01.2006 №47.

Ж.помщ. пригодно для постоянного проживания, если оно отвечает требованиям жил. законодательства, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о градостроительной деятельности. Правительством РФ устанавливаются порядок признания помщ. жил.пом. и требования, которым должно отвечать жил. помщ.. Сами критерии отнесения помщ. к категории жилья в настоящее время Кодексом не установлены. Данный предмет относится к ведению Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 установлен порядок признания жил.пом. непригодными для проживания независимо от их формы собственности и принадлежности к жилищному фонду. Действие названного Положения не распространяется на жил.пом., расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Основания и порядок признания жил.пом. непригодным для проживания устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время применяется Положение о признании помщ. жил., жил.пом. непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Непригодными для проживания признаются жилые помщ., находящиеся в ветхом или аварийном состоянии, а также помщ., где выявлены вредные факторы среды обитания.

Вопросы признания жил.пом. непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями, которые создаются органами исп. власти России и ее субъектов, а также органами местного самоуправления. Уровень комиссии зависит от статуса жилищного фонда, к которому принадлежит непригодный для проживания или сносимый дом.

Комиссия на основании заявления собственника помщ. или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помщ. установленным в Положении требованиям и признает жил.пом. пригодным (непр.) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

Все требования к жил.пом . можно разделить на две группы. В первую группу можно включить требования, без которых помщ. вовсе не может считаться жил. помщ.м, а во вторую - требования, предъявляемые к той или иной категории жил. помщ. (например, комнаты в общежитиях, помщ., предоставляемые по договорам социального найма, и т.д.).

Согласно ст. 15 ЖК РФ жил.пом. признается изолированное помщ., которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техн. правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Основные требования к жилому помщ., предусмотренные Положением:

1. Не объект капитального строительства, т.е. наличие регистрации как жил.пом.

2. Техническая пригодность (исправные несущие конструкции, обустройство имущества безопасным образом, наличие инженерных систем, теплоизоляция внешних стен, защита от дождя, лифт в 6-ти и более эт.домах, др.).

3. «Изолированность» подразумевает наличие в жил.пом. отдельного входа.

Жилые помщ. должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Отметка пола жил. помщ., расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

Размещение жил. помщ. в подвальном и цокольном этажах не допускается. Размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях.

Комнаты и кухни в жилом помщ. должны иметь непосредственное естественное освещение. Межквартирные стены и перегородки должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 50 дБ. Концентрация вредных веществ в воздухе жил. помщ. не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест.

ОБМЕН (м/д нанимателями).

Наниматель жилого помещения по ДСН с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жил.пом.на предоставленное по ДСН другому нанимателю. Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жил.пом.на предоставленные по ДСН найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.

Если между нанимателем жилого помещения и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.

Обмен жил.пом. в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Обмен жилыми помещениями может быть совершен между гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных как в одном, так и в разных населенных пунктах на территории РФ. Осуществляется без ограничения количества его участников при соблюдении требований.

Обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений не допускается в случае:

1) к нанимателю обмениваемого жил.пом. предъявлен иск о расторжении или об изменении ДСН;

2) право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;

3) обмениваемое жил.пом. признано в установленном порядке непригодным для проживания;

4) принято решение о сносе дома или его переоборудовании для использования в других целях;

5) принято решение о капитальном ремонте с переустройством и (или) перепланировкой;

6) в результате обмена вселяется гражданин с одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Обмен осуществляется с согласия соответствующих наймодателей на основании заключенного между указанными нанимателями договора об обмене жилыми помещениями.

Договор об обмене жилыми помещениями заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного соответствующими нанимателями. Он представляется нанимателями каждому из наймодателей, с которыми у них заключены ДСН обмениваемых жил.пом, для получения согласия на осуществление соответствующего обмена. Такое согласие или отказ оформляется наймодателем в письменной форме и должны быть выданы не позднее чем через 10 рабочих дней со дня обращения. Отказ наймодателя в даче согласия допускается только в случаях, предусмотренных статьей 73 (условия, когда обмен невозможен).

Отказ наймодателя в даче согласия на обмен может быть обжалован в судебном порядке.

Договор об обмене жилыми помещениями и соответствующее согласие каждого наймодателя приводит к рассторжению старых и заключению новых ДСН с нанимателями. Расторжение и заключение указанных договоров социального найма осуществляются наймодателем не позднее чем через 10 рабочих дней со дня обращения и представления им документов.

Обмен может быть признан судом недействительным по основаниям, установленным ГК для признания сделки недействительной, в том числе если совершен с нарушением требований ЖК.

В случае признания обмена недействительным стороны с подлежат переселению в ранее занимаемые ими жилые помещения. Если обмен признан недействительным вследствие неправомерных действий одной из сторон договора об обмене жилыми помещениями, виновная сторона обязана возместить другой стороне убытки, возникшие вследствие такого обмена.

Наемные дома

Наряду с уже существующим социальным и коммерческим наймом жилых помещений, ФЗ ввел новый институт найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Наемным домом является здание, которое (или все помещения в котором) принадлежит одному лицу на праве собственности. Кроме того, все жил.пом. в этом здании должны быть предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания только по 2 видам Д:

1. найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2. найма жилых помещений (ст. 671 ГК РФ).

Предусмотрено два вида наемных домов: социального и коммерческого использования, причем в домах социального использования максимальная доля жилых помещений, предоставляемых по ст. 671 ГК РФ, не может превышать 50 % от общего числа жилых помещений (в том числе по общей площади). Остальные помещения должны передаваться гражданам с низким доходом (но не малоимущим) по договору найма 671жилищного фонда социального использования.

Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма 671в порядке, установленном ГК РФ.

Законно закреплены порядок учета наемных домов социального использования, порядок гос., мун. или иной поддержки для их создания, эксплуатации, порядок управления наемным домом.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования является жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся таким домом жилой дом.

По смыслу закона нанимателями могут быть граждане РФ с уровнем дохода, не позволяющим им приобрести жилое помещение за счет собственных или заемных средств, но и не входящие в категорию малоимущих. Максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества для признания их нуждающимися в таком жилье определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, должны быть поставлены на соответствующий учет, который ведется органами местного самоуправления.

При этом граждане по своему выбору могут подать заявление одному из наймодателей таких помещений, в том числе и в строящемся наемном доме, которые ведут учет таких заявлений.

В качестве наймодателей выступают органы, реализующие полномочия собственника помещений государственного или муниципального жилищного фонда, уполномоченные ими организации, а также организации - собственники помещений частного жилищного фонда, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В случае заключения договора найма жилого помещения в порядке ст. 671 ГК РФ на срок не менее года, а также при заключении договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 674 ГК РФ, ст. 91.1 ЖК РФ).

Все наемные дома социального использования и земельные участки, под их строительство, подлежат учету в муниципальном реестре органами местного самоуправления.

По истечении срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения, если наниматель соответствует условиям, установленным ЖК РФ. Однако если по истечении срока действия договора наниматель перестал соответствовать условиям, перечисленным в ч. 1 ст. 91.9 ЖК РФ, право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения за ним сохраняется в случае отсутствия других граждан, имеющих право на заключение данного договора, или наличия иных жилых помещений, которые могут быть предоставлены указанным гражданам. Договор найма в указанном случае заключается на один год.


Создание и деятельность ТСЖ

Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помщ. в многоквартирном доме для совместного управления : 1. общим имуществом в многоквартирном доме; 2. имуществом собственников помщ. в нескольких многоквартирных домах; 3. имуществом собственников нескольких жил. домов в целях :

Обеспечения владения, пользования и распоряжения в пределах законодательства

Осущ-я деятел-ти по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества

Предоставления коммун.услуг лицам, пользующимся этими помщ.ми

Для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества.

Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помщ. в многокв. доме.

ТСЖ создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом.

ТСЖ является ЮЛ с момента его гос. регистрации . ТСЖ имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

ТСЖ отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, и не отвечает по обязательствам членов. Члены ТСЖ не отвечают по обязательствам ТСЖ.

Устав ТСЖ принимается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников. Собственники в одном многокв.доме могут создать только одно ТСЖ. Решение о создании ТСЖ принимается собственниками на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников. Протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками, проголосовавшими за принятие таких решений. Товарищество собственников жилья может быть создано :

1) собственниками помщ. в нескольких многокв.домах, если данные дома расположены на зем.участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования

2) собственниками нескольких расположенных близко жил. домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами при условиях п.1..

Товарищество собственников жилья вправе :

1) заключать договор управления многокв.домом и иные обеспечивающие управление многокв.домом, в т.ч. содержание и ремонт общего имущества;

2) определять смету доходов и расходов на год, в т.ч. необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества, затраты на кап. ремонт и реконструкцию дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ГК и уставом цели;

3) устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собст-ка в соответствии с его долей;

4) выполнять работы для собственников помщ. и предоставлять им услуги;

5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами, кот.предусмотрены законодательством;

6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;

7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущ., принадлежащее ТСЖ.

ТСЖ вправе в судебном порядке возместить причиненне убыти в рез. неисполнения собств-и обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов. ТСЖ по решению общего собрания собственников помщ. в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

ТСЖ может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

2) строительство доп.помщ. и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

На основании решения общего собрания членов ТСЖ доход от хозяйственной деятельности ТСЖ используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ГК и уставом товарищества.


Общие положения о капитальном ремонте (КР) общего имущества в многоквартирном доме. Фонд капитального ремонта (ФКР)

Перечень услуг и работ по КР общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда КР, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Нормативным правовым актом субъекта РФ этот перечень может быть дополнен услугами и работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов и другими видами услуг и работ.

Если собственниками принято решение об установлении взноса на КР в размере, превышающем минимальный размер взноса на КР, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания может использоваться на финансирование любых услуг и работ по КР общего имущества.

Органы гос. власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты которыми, в том числе:

1) устанавливается мин. размер взноса на КР общего имущества в МКД;

2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния МКД;

3) создается региональный оператор;

4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки;

5) устанавливается порядок подготовки и утверждения рег.программ и требования к ним;

Региональной программой КР общего имущества в МКД определяются предельные сроки проведения собственниками и (или) региональным оператором КР. Региональная программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Региональная пр. формируется на срок, необходимый для проведения КР общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением аварийных и подлежащих сносу. В региональную программу могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70%, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и работ по КР в расчете на 1м 2 общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ.

2) перечень услуг и работ по капитальному ремонту;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

Очередность проведения КР определяется в рег.программе исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ и могут быть дифференцированы по мун. образованиям. В первоочередном порядке должно предусматриваться проведение КР в домах, где требовалось проведение КР на дату приватизации первого жилого помещения а он не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы.

Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном нормативно-правовым актом субъекта РФ исходя из общей площади своего жилого помещения, или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот дом.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений:

 в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу;

 в случае принятия уполномоченным органом решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка;

 по достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

Последняя редакция Статьи 40 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Ст. 40 КРФ

1. Закреплением в Конституции права на жилище достигается троякая цель:

Определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;

Формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;

Данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника и т.д.).

Право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти.

Слово "каждый" в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица - собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК).

Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ст. 49 ЖК).

Понятие "жилище", используемое в комментируемой статье, шире понятия "жилое" или "нежилое помещение".

Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).

Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Чум, яранга, цыганская кибитка, шалаш, пещера или другое естественное укрытие природы издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.

Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК). Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1227) под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 2). Однако, прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.

Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо место в тундре, избранное для кочевой стоянки. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения (ст. 8), регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства (ст. 222 ГК РФ), и т.д.

Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека. В этом смысле, как уже отмечалось, жилищем в современном понимании не будут являться: производственное помещение, специальное укрытие (например, бомбоубежище), естественные природные укрытия, огороженная территория, помещения, которые в силу их специфики нельзя считать жилищем, - тюремная камера, автомобиль, палата в больнице и т.п.

Различие между жилищем и помещением проводит и УК, устанавливая ответственность за кражу, совершенную с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище (ст. 158).

Понятие "лишение жилища" требует уяснения в двух аспектах. Во-первых, лишением жилища будет физическое уничтожение помещения, предназначенного для проживания. Снос дома (в том числе самовольной постройки), в котором проживали люди, можно считать лишением жилища, поскольку в такой ситуации человек лишается конкретного помещения, расположенного в определенном месте. Уничтожение жилых строений в результате природных катаклизмов (лавины, землетрясения) также будет являться лишением жилища. Однако удаление самого человека из жилища не может рассматриваться как лишение его жилища, до тех пор пока сохраняется физическая и правовая возможности вернуться в него. Конфискация жилища (т.е. лишение его в правовом смысле) в тех случаях, когда она допускается законом (ст. 243 ГК), возможна только по решению суда.

Во-вторых, лишение жилища может состоять в лишении права на проживание в конкретном жилом помещении. Так, ЖК допускает расторжение договора социального найма жилого помещения с последующим выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ст. 91), а также наниматели (собственники) жилых помещений, самовольно переустроившие и (или) перепланировавшие жилые помещения при условии отказа суда сохранить помещение в перепланированном и (или) переустроенном состоянии в силу нарушения прав и законных интересов граждан, создания угрозы их жизни (ст. 29).

Вместе с тем само по себе временное отсутствие в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищного фонда (командировка, болезнь и т.д.) не может служить основанием для лишения жилого помещения вне зависимости от сроков такого отсутствия.

Появлению этого положения жилищного законодательства способствовало Постановление Конституционного Суда от 23 июня 1995 г. N 8-П, которым были признаны не соответствующими Конституции положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР , допускавшие возможность лишения права гражданина пользоваться жилым помещением в случае временного отсутствия, в частности по причине осуждения к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев (СЗ РФ. 1995. N 27. ст. 2622).

Как указал Конституционный Суд, временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию, согласно которой выселение лица без предоставления другого жилого помещения не может считаться нарушением его конституционного права, если оно произведено на основании закона и в судебном порядке (Определение Конституционного Суда от 11 июля 1996 г. N 76-О).

2. Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления - от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства - обеспечить людей жилищем.

Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.

В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: от 30 декабря 2004 г. "О жилищных накопительных кооперативах" (СЗ РФ. 2005. N 1. ст. 47), от 30 декабря 2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (там же. ст. 40), Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (там же. ст. 16), иные нормативные акты.

3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена вопросам предоставления жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов некоторым категориям граждан. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.

Гражданин, которому жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату, должен быть малоимущим.

Согласно ст. 49 ЖК , малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 2003. N 34. ст. 3374), положения НК РФ и иных законов.

Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. ЖК прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации (ч. 3 ст. 49).

Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в ЖК; дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156).

Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер платы за наем государственного или муниципального жилищного фонда определяется в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Под доступной платой нужно понимать такую плату, которая доступна данным конкретным категориям граждан.

Норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50).

  • Вверх

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены , более детально эти правила разработаны в . гласит: "Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям ( Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 " ").

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 " ").

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений ().

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Текст Ст. 40 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Ст. 40 Конституции Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»*(181). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11)*(182). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением, социальным статусом и т.п.

Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище служат юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, для пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Сложность решения жилищного вопроса очевидна для государства, которое в данной статье Основного закона лишь провозгласило право каждого на жилище, но не гарантировало каждому это право. Иными словами, формулировка «каждый имеет право на жилище» звучит более декларативно и размыто, нежели, например, формулировка «каждому гарантируется право на жилище», которая обязывала бы государственные органы к определенным, вполне конкретным действиям.

Право на жилище, провозглашенное в комментируемой статье, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище не подлежит ограничению.

2. Поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание ими условий на осуществление права на жилище выражается в принятии соответствующего реалиям времени жилищного законодательства и создании действенных механизмов для его реализации.

Один из серьезных шагов в этом направлении был сделан с принятием 29 декабря 2004 г. Жилищного кодекса РФ (вступил в силу с 1 марта 2005 г.) вместе с пакетом других жилищных законов.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на разрешение жилищной проблемы, в настоящее время определяется Федеральной целевой программой «Жилище на 2002-2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты:

а) сокращение времени ожидания в очереди на получение социально го жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до пяти-семи лет;

б) обеспечение уровня доступность приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м равна сред нему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. В настоящее время Программа включает девять подпрограмм.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» стал стержнем государственной жилищной политики страны. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. тема жилищных проблем прозвучала остро и была проиллюстриована цифрами. Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза — до 260 млрд. руб.

К сожалению, несмотря на то, что целевая программа в основном успешно реализуется, есть и определенные сбои, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Об этом свидетельствуют тысячи писем от россиян, приходящих в адрес Росстроя. Люди делятся своими впечатлениями, тревогами, высказывают предложения о том, как поправить положение вещей в том или ином регионе России. И это не может не радовать: ведь реализация национального проекта и его основного инструмента — федеральной целевой программы «Жилище» — дело не только власти, но и всего народа, а значит, всех и каждого.

3. В части 3 комментируемой статьи провозглашается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов. Кроме того, поставлена задача — создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью проведена приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В комментируемой статье речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция РФ, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, находится в ведении органов государственной власти Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ , малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке.

Вопрос: Конституцией РФ гарантировано право на жилище. Если у гражданина РФ нет никакого жилья, может ли он через суд потребовать от властей предоставления ему жилья?

Ответ: О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». В российском законодательстве понятие «жилище» определено в ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ. Жилищный кодекс РФ устанавливает, что жилище — это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, техническим правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или его часть; квартира, ее часть; комната.

В ст. 40 Конституции РФ закреплено, что:

— каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

— малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Так, конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. В этой норме речь не идет о том, что государство обязано предоставить каждому гражданину жилое помещение для проживания. Право на жилище является в данном контексте лишь разновидностью права собственности, которое особо подчеркивается и выделяется в силу значимости и специфики объекта.

Между тем в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ содержится обязанность публичной власти предоставить жилое помещение. Однако такое право Конституция РФ закрепляет не за всеми, а только за малоимущими и иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — по договорам из государственного или муниципального жилищного фонда.

Да, право на жилище принадлежит каждому физическому лицу, находящемуся на территории РФ, и государство признает это право как абсолютное и гарантирует его защиту. Однако право на получение жилища является социальным правом. Социальные права закрепляются за лицами, нуждающимися в особой защите, такими как инвалиды, малоимущие, пожилые, дети.

В ст. 49 ЖК РФ закреплено право на получение жилых помещений на условиях договора социального найма за малоимущими гражданами, а также некоторыми другими категориями граждан. Основания, порядок, условия признания малоимущим регулируются, помимо ЖК РФ, также законами субъекта РФ и муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления ведут реестр граждан, которые имеют право по какому-либо основанию на получение жилого помещения. Предоставление жилых помещений в порядке очереди таким гражданам, вставшим на учет как малоимущие, нуждающиеся в получении жилых помещений, осуществляется органами поселений и городских округов.

Таким образом, суд будет защищать ваше право быть признанным малоимущим, быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения, быть поставленным на учет для получения в порядке очереди жилого помещения и право получить жилое помещение в порядке своей очереди.

Однако следует иметь в виду, что лицо признается нуждающимся в получении жилого помещения, если у него нет никакого иного помещения, где он имеет право проживать. При наличии жилого дома, жилого помещения, квартиры по нормативу, установленному ЖК РФ, не только на праве собственности, но и на праве социального найма, гражданин не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.