Объекты изъятые из оборота перечень. Предприятие

Оборот земли - это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому.

Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государственным регулированием землепользования.

Земельные участки, оборот которых разрешен;

Земли, изъятые из оборота;

Земли, частично изъятые из оборота.

Земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Но для них разрешены сделки с иными вещными правами.

Земли, изъятые из оборота

К землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:

Государственными природными заповедниками и национальными парками;

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

Объектами организаций федеральной службы безопасности;

Объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

Исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Воинскими и гражданскими захоронениями;

Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земли с ограниченным оборотом

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

В пределах особо охраняемых природных территорий, не находящиеся в федеральной собственности;

В пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

В границах закрытых административно-территориальных образований;

Предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Предоставленные для нужд связи;

Занятые объектами космической инфраструктуры;

Расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

Предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

Загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Имущественные права на землю как объекты оценки стоимости

С экономической точки зрения объектами оценки стоимости земли являются различные имущественные права на земельный участок. Это положение относится и к другим природным объектам, например месторождениям полезных ископаемых, участкам леса.

Такими правами могут являться: полное право собственности, право аренды арендодателя, право аренды арендатора, право субаренды, право собственности и право аренды на землю в составе сложной вещи (единого имущественного комплекса), право собственности и аренды земельной доли, не выделенной в натуре и другие права.

При выделении из стоимости единого имущественного комплекса (застроенный участок) части стоимости, приходящейся на землю, обычно оценивают стоимость, отражающую стоимость полного права собственности на землю. Если земельный участок находится на другом праве, например в аренде, то величина стоимости земельного участка корректируется.

Как известно, под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов недвижимого имущества существенно различается.
Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию вещи, в том числе и недвижимость, делятся на три категории (ст. 129 ГК):

  1. не ограниченные в обороте объекты, которые могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом;
  2. ограниченно оборотоспособные объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению;
  3. изъятые из гражданского оборота объекты.

По общему правилу объекты недвижимости, как и иные вещи, считаются не ограниченными в обороте (п. 1, 2 ст. 129 ГК). Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Иначе говоря, изъятие или ограничение оборота есть исключения из общего правила свободы оборота. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.
Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (в ред. от 20.03.2008)*(8). В перечень, в частности, входят:

  1. недра, лесной фонд, водные ресурсы;
  2. охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
  3. штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);
  4. специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;
  5. объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  6. водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
  7. портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;
  8. объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов (кроме организаций атомного энергопромышленного комплекса), скотомогильники;
  9. стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;
  10. объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
  11. радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;
  12. защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов предприятий, подведомственных государственной корпорации "Росатом");
  13. федеральные автомобильные дороги общего пользования;
  14. объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;
  15. крематории и кладбища;
  16. скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;
  17. метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, МВД России, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны России, пограничных войск, Федеральной таможенной службы, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством РФ.
Пунктом 1 ст. 30 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества также запрещена приватизация в составе имущественного комплекса унитарного предприятия следующих используемых по назначению социально-культурных и коммунально-бытовых объектов:

  1. объектов органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
  2. объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
  3. детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
  4. жилищного фонда*(9) и объектов его инфраструктуры;

Объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Изменение назначения данных объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Эти положения не применяются при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса РФ (п. 15 ст. 43 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества).
При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК).
Правовая регламентация гражданского оборота земель не исчерпывается ГК, нормы которого в части, касающейся сделок с земельными участками, применяются в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством (ст. 13 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"). Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК. Для земельных участков, в том числе лесных участков, участков недр действует принцип: данные объекты включаются в оборот законом.

Как наследовать вещи в ограниченном обороте

История возникновения наследства

Наследование определенных вещей ограниченных в обороте законом не запрещается.

У определенного ряда вещей устанавливается режим ограниченной оборотоспособности для создания условий обеспечивающих охрану здоровья населения, общественную безопасность, государственных интересов, интересов в области культуры и истории.

Виды и классификация вещей ограниченных в обороте

Все объекты гражданского оборота можно подразделить на три группы:

  1. Которые находятся в свободном обращении.
  2. Ограниченные в оборотоспособности.
  3. Полностью изъятые из гражданского оборота.

Классификация вещей ограниченных в обороте

  • Сильнодействующие и ядовитые вещества.
  • Оружие.
  • Наркотические и психотропные вещества.
  • Оборот драгоценных металлов и камней.

Объекты, ограниченные в обороте подразделяются в зависимости от оснований и способов ограничения. Определенные виды объектов могут принадлежать лишь некоторым участникам гражданского оборота (ч.2 ст.129 ГК РФ). Например, только Российской Федерации могут принадлежать недра, расположенные на ее территории. Иностранным гражданам не могут принадлежать участки и земли сельскохозяйственного назначения. Только в собственности государства и религиозных организаций могут находиться религиозные объекты и объекты культуры. Наркотические и психотропные вещества могут принадлежать на праве собственности только юридическим лицам при наличии соответствующей лицензии.

На некоторые виды гражданских прав необходимо разрешение уполномоченных органов, т.е. их отчуждение и приобретение требует специального разрешения. К таким объектам относится любое оружие (боевое, служебное, гражданское), лекарственные и наркотические средства (сильнодействующие и ядовитые), а также валютные ценности. Например, психотропные и наркотические вещества не могут включаться в наследство, если они предназначены для использования конкретному лицу, не могут принадлежать другому лицу на законном основании. Такие вещества и средства должны быть уничтожены или сданы в учреждения здравоохранения.

Наследование вещей ограниченно оборотоспособных

Если наследники получают ограниченно оборотоспособные вещи, то они должны обеспечивать охрану данного имущества, использовать его с соблюдением условий, в установленном законом порядке. Обязательно требуется получение лицензии и специального разрешения для оборота таких вещей. Гражданским кодексом РФ установлен специальный порядок о применении мер охраны драгоценных металлов, валютных ценностей, оружия и драгоценных камней, которые входят в состав наследства. В том случае если нотариус обнаружил оружие в составе наследства, он непременно уведомляет об этом факте органы внутренних дел. До момента получения наследником лицензии, оружие изымается ответственными за его хранение органами внутренних дел, которые также проводят его регистрацию. Другие объекты передаются на хранение банкам, обладающими необходимыми условиями для хранения данного имущества. В случае отказа наследнику в выдаче разрешения на ограниченно оборотоспособные вещи, на такие вещи его право собственности прекращается (ст.238 ГК). Но выручка, полученная от реализации данных вещей, передаются наследникам, с учетом расходов на их реализацию.

На основании ст.13 правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему, в течение года после открытия наследства, наследники вправе продать оружие, находящееся у них на законном основании юридическим лицам, которые имеют лицензию на торговлю оружием. Свидетельство на право наследования оружия, входящего в состав наследственной массы, выдается наследникам на общих основаниях. Если данные наследники не имеют на основании закона права на хранение и приобретение оружия, их право собственности прекращается. Например, заключается , и наследникам переходит унаследованное оружие с правом на его хранение и приобретение. В том случае если заключить соглашение о разделе имущества не представляется возможным, право собственности наследника прекращается.

Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

В условиях рыночной экономики важнейшим критерием классификации вещей в гражданском праве выступает ихоборотоспособность, т. е. способность служить объектом имущественного оборота (различных сделок) и менять своих владельцев (собственников).

Статья 129 ГК РФ вводит понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, где под оборотоспособностью понимают возможность свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам.

Понятием оборотоспособности охватывается совокупность возникающих их правомерных юридических действий гражданско-правовых обязательств, направленных на передачу имущества, имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг или уплату денег. Нематериальные блага, напротив, неотчуждаемы.

Все вещи делятся на три группы (ст. 129 ГК РФ):

Свободно обращающиеся;

Ограниченные в обращении;

Полностью изъятые из оборота.

Одни из них могут свободно, без специального разрешения публичной власти, переходить от одного лица к другому в результате гражданско-правовых сделок. Такие вещи, разрешенные в обороте , составляют большинство вещей.

Другие вещи могут принадлежать лишь определенным участникам оборота (например, большинство видов вооружения, за исключением некоторых видов стрелкового и холодного оружия) либо находиться в обороте по специальному разрешению публичной власти (например, иностранная валюта и валютные ценности). Такие вещи относятся к категориивещей, ограниченных в обороте (илиограниченно оборотоспособных вещей). Так, в соответствии со ст. 141 ГК РФ специальным законом определяется порядок совершения сделок с валютными ценностями (Согласно п. 1 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле (ВВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2542) к валютным ценностям относятся иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, а также драгоценные металлы в любом виде и состоянии и драгоценные камни и жемчуг (за исключением сделанных из них ювелирных и бытовых изделий и их лома, на которые, следовательно, соответствующие ограничения не распространяются). Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями и жемчугом на основании п. 2 ст. 3 данного Закона устанавливается федеральным Правительством (см., например: Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 // СЗ РФ. 1994. № II. Ст. 1291)).

В частности, покупка и продажа иностранной валюты допускается только через специально уполномоченные российские банки, ввоз и вывоз валютных ценностей через границу осуществляется с соблюдением специальных таможенных правил и т. п. Сделки по отчуждению и приобретениюпамятников истории и культуры требуют уведомления публичной власти (органов управления культурой), поскольку государство имеет преимущественное право их покупки. (Ст. 5 Закона об охране и использовании памятников истории и культуры (ВВС РСФСР. 1978. № 51. Ст. 1387; 1985. № 4. Ст. 117)).


Третью группу вещей составляют вещи изъятые из оборота. Эти вещи не могут служить предметом сделок и изменять собственника. К их числу, например, относится большинство природных ресурсов (богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, участки недр, многие виды земельных участков и водных объектов, природные целебные источники и др.)(Конституция РФ в п. 2 ст. 9 признает возможность нахождения в частной собственности (а следовательно, и в имущественном обороте) земли и других природных ресурсов. Однако оборот этих объектов, составляя предмет гражданско-правового регулирования, допустим лишь в той мере, в какой эти объекты признаны оборотоспособными законами о земле и других природных ресурсах, а не актами гражданского законодательства (п. 3 ст. 129 ГК РФ). В частности, оборотоспособными в настоящее время можно признать лишь те земельные участки, которые уже принадлежат на праве собственности гражданам и юридическим лицам). Собственником таких вещей может являться только государство, как правило федеральное.

Виды вещей, которые изымаются из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе, а вещи, оборотоспособность которых ограничена, определяются либо законом, либо в установленном им порядке подзаконными актами (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Таким образом, исключение или ограничение оборотоспособности вещей находится под прямым законодательным контролем и представляет собой изъятие, прямо предусмотренное законом.

Таким образом, вещи классифицируются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и обращающиеся свободно.

К изъятым из оборота относятся вещи , отчуждение которых не допускается и, следовательно, которые не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Это - отдельные виды вооружений, ядерная энергия и некоторые другие вещи. Перечень таких вещей должен быть прямо приведен в законе.

Для определенных вещей установлены отдельные ограничения при их обращении. Например, оружие, сильнодействующие яды, наркоти­ческие вещества могут по соображениям безопасности приобретаться по специальному разрешению, а валютные ценности в силу их особен­ного хозяйственного значения имеют специальный правовой режим, установленный законодательством о валютном регулировании.

Для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производится с соблюдением действующих правил о преимущественном праве их покупки государством.

Правовое положение земли позволяет в настоящее время относить ее к категории объектов, оборотоспособность которых все еще ограничена. Об определенном движении в этом вопросе позволяет говорить, однако, принятие Государственной Думой Земельного кодекса РФ, снимающего ряд ограничений в указанной сфере.

Остальные вещи являются оборотоспособными и могут свободно переходить от одного лица к другому.

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.


2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.


Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.



4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:


1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);


2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);


3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;


4) объектами организаций федеральной службы безопасности;


5) объектами организаций органов государственной охраны;


6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;


7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;


8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;


9) воинскими и гражданскими захоронениями;


10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.


5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:


1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;


2) из состава земель лесного фонда;


3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;


4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;


5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;


6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;


7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;



9) занятые объектами космической инфраструктуры;


10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;


11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;


12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;


13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;


14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.


6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".


7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.


8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.




Комментарии к ст. 27 ЗК РФ


1. Земельный участок согласно действующему законодательству может переходить от одного лица к другому. Другими словами, участок обладает оборотоспособностью, которой согласно ст. 129 ГК РФ признается возможность вещи или имущественного права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из общего положения об оборотоспособности земельных участков исходит ст. 260 ГК РФ, которая устанавливает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством, а именно ЗК РФ и иными федеральными законами. К упомянутым федеральным законам прежде всего следует отнести те из них, которые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно связанной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов. В данном случае следует иметь в виду ЛК РФ, который устанавливает, что лесной фонд РФ находится в федеральной собственности, ВК РФ, которым определено, что большинство водных объектов находятся в государственной собственности. Упомянутые нормы данных федеральных законов существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. В то же время обратим внимание на то, что перечень ограничений в обороте земельных участков может быть установлен только федеральными законами.

2 - 3. Ограничение или изъятие из оборота рассматривается настоящей статьей, как и земельным законодательством в целом, как утвержденные законом условия, при которых земельные участки не могут переходить в собственность установленных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц - участников оборота), а также не могут быть объектом сделок.

Изъятие и ограничение в обороте земельных участков могут быть установлены только федеральными законами, поскольку Конституцией РФ утверждается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Также согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). А ограничение оборота земельных участков является одновременно и ограничением права граждан и их объединений (в том числе юридических лиц) приобретать в собственность земельные участки (ст. 36 Конституции).

Не изъятые из оборота в соответствии с настоящей статьей земельные участки могут быть объектами сделок. Согласно статьям 153, 154 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

4. Согласно настоящей статье ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные) земельные участки определяются в порядке, установленном законом, в то время как земельные участки, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Настоящей статьей установлен закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. К таким участкам отнесены в том числе земли государственных природных заповедников и национальных парков. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие деятельность в области государственной безопасности и обороны, а также земли, на которых расположены объекты атомной промышленности.

В том случае, если основанием для изъятия соответствующих земель из оборота является размещение объектов определенного назначения, следует считать, что за прекращением (ликвидацией) данных объектов или за изменением их целевого использования в установленном порядке должно следовать снятие запрета на оборот земельных участков.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте, указаны в п. 5 комментируемой статьи.

В связи с принятием новых Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации в настоящую статью были внесены изменения, касающиеся определения земель водного и лесного фонда, ограниченных в обороте. Подпунктом 2 п. 5 комментируемой статьи уточнено, что ограниченными в обороте могут считаться земли, отнесенные к землям лесного фонда. Таким образом, вопрос о том, может или нет участок, поросший растительностью, быть включен в оборот, решается в связи с тем, какая категория земель установлена и закреплена в документах для этого участка. Содержание подп. 3 п. 5 настоящей статьи распространяется на участки, в границы которых полностью включены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, прилегающие к таким водным объектам, в этот перечень, скорее всего, включены быть не могут. Но эти участки могут быть включены в перечень ограниченных в обороте на основании п. п. 7, 10, 14 п. 5, а также п. 8 настоящей статьи.

Обратим внимание на то, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций. Земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных ч. 4 указанной статьи данного Федерального закона. Земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, могут находиться в их собственности. В границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ст. ст. 279 - 282 и 284 - 286 ГК РФ. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах морских портов, для государственных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

6 - 7. Согласно данной статье оборот земель сельскохозяйственного назначения должен быть урегулирован специальным федеральным законом. Им стал Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который, следуя положениям п. 7 комментируемой статьи, не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные гражданам для указанных в пункте целей. Такие земельные участки включаются в оборот на общих основаниях.

Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 1) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

8. Понятие, правовой режим и критерии определения размера береговой полосы, в пределах которой запрещена приватизация земельных участков, установлены ст. 6 ВК РФ. Согласно указанной статье полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Действия по резервированию земель должны быть основаны на положениях ст. 56.1 настоящего Кодекса (см. комментарий к данной статье).