Теория государства и права мнение. Основные теории государства

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория государства, основанная на классовом подходе, а все другие концепции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас отношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относится это и к рассматриваемым далее теориям государства.

Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рассматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то теории, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит . Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория . Эта теория возникла в 20х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 6070х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

Теория плюралистической демократии . Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социалдемократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отметим теорию «государства всеобщего благоденствия ». Она возникла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория «государства ночного сторожа »). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др.

Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит поновому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 5060х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и проч. Это должно привести к тому, что через какоето время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». Определенные положения этой теории находят несомненное подтверждение в современный период.

Особое место среди указанных теорий занимает историко материалистическая концепци я государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства его отмирание по мере построения коммунистического общества. Положения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Предмет, метод и функции теории государства и права

1. Теория государства и права – одна из юридических дисциплин, совокупность которых называется юриспруденцией.

Юриспруденция – это наука, изучающая политические и правовые отношения в обществе. Помимо юриспруденции эти отношения изучаются также политологией и социологией.

Юридическое знание предполагает особый, юридический подход к общественным явлениям. Оно стремится:

К юридическому определению государства. Государство изучают как правовой порядок, как совокупность формально определенных правил, распределяющих отношения подчинения и управления между лицами;

К юридическому пониманию самого права. В этой связи право понимается как выражение справедливого порядка отношений между людьми. Признание справедливого характера правовых норм является для юриспруденции обязательным и специфичным, отличающим ее от иных способов исследования права.

Правовые и политические отношения исследуются в юриспруденции с различными целями и различными методами, которые приводят к различным результатам, являющимся предметом юридических наук. В зависимости от этого выделяют следующие группы юридических дисциплин.

1. В группу исторических юридических дисциплин входят: история римского права; история национального государства и права; история государства и права; история политических и правовых учений.

Исторические юридические дисциплины исследуют правовые системы, которые утратили юридическую силу, но сохраняют значимость для современного мира как образцы правового мышления. Исторические дисциплины используют исторический, генетический и сравнительно-исторический методы. Исторический метод – это мысленное воссоздание явлений прошлого по сохранившимся источникам (следам его существования в настоящем времени). Генетический метод – поиск причин какого-либо правового явления, выявление условий, при которых появилось то или иное правовое явление. Поскольку историческое знание, в том числе и история права, имеет дело с процессом, т. е. изменением во времени, в нем применяется сравнительно-исторический метод. Он предусматривает сравнение состояний одноименных (либо существенно похожих) правовых институтов по признакам. Это позволяет выявить произошедшие в праве изменения.

Исторические юридические дисциплины создают дескриптивную модель государства и права, дающую описание и объяснение политических и правовых явлений.

2. Отраслевая (догматическая) юриспруденция занимается изучением действующего права, т. е. исследует законодательство, сохраняющее юридическую силу. Этот раздел юриспруденции получил наименование «догматической», поскольку ее специалисты сосредоточили усилия на исследовании правовой догмы. Кроме того, наименование «догматическая» показывает и специфически-юридическое отношение к праву, с наибольшей полнотой выраженное именно в отраслевых юридических науках. Отраслевая юриспруденция осуществляет толкование действующего законодательства догматически (некритически).

Догма – положение, которое принимается на веру без обсуждения. В данном случае «догматическое» означает, что отраслевая юриспруденция принимает действующее законодательство как выражение справедливости, независимо от личного отношения исследователя к праву.

Цель отраслевых дисциплин – исследование объективных регулирующих возможностей действующего права. Право предстает для человека как совокупность велений и разрешений, которые иногда не даны явным образом в текстах законодательства, а должны быть извлечены (реконструированы) из законодательства для того, чтобы создать модель правомерного (ненаказуемого) правового поведения.

Для отраслевой юриспруденции характерен так называемый «специально-юридический» метод. Его применение основано на следующем допущении: отраслевая юриспруденция рассматривает право как системное, логически-стройное образование, к которому применимы процедуры логического вывода.

Отраслевая юриспруденция создает прескриптивную модель права, предписывающую то, как правомерно поступать в конкретной правовой ситуации.

К отраслевой юриспруденции относятся науки уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового права и др. Частью отраслевой юриспруденции выступают прикладные юридические науки: криминалистика, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, юридическая психология, правовая статистика, юридическая кибернетика. Их специфика в том, что они используют идеи неюридических наук (физики, химики, медицины) для решения правовых проблем.

2. В отечественной литературе сложились две точки зрения о предмете теории государства и права:

Теория государства и права исследует общие закономерности возникновения, развития, строения и функционирования государства и права;

Теория государства и права исследует их сущность в соотношении с государственными и правовыми явлениями.

Эти точки зрения не исключают друг друга и являются взаимодополняющими. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и сущность, и закономерности права исследуются не на конкретных примерах существования того или иного национального государства и права. Последние не могут показать в полной мере ни сущности, ни закономерности права. Национальные образцы государства и права – развивающиеся образования, которые не выявили еще полностью своего содержания, а часто даже в неразвитом состоянии правовой и политической системы уже присутствуют черты деформации, искажающие сущность как права, так и государства.

Исследование государства и права в рамках теории носит нормативный характер: исследуется должное, т. е. отвечающее представлению о совершенстве справедливости состояния государства и права.

3. Метод теории государства и права – это совокупность приемов и способов, при помощи которых происходит изучение ее предмета. Традиционно теория государства и права тесно связана с философией, в частности, с таким ее разделом, как философия права. Метод, которым пользуется теория государства и права, называется юридическим аксиологическим методом («аксио» – ценность), который предполагает выведение производной ценности из другой, более общей. В качестве общей ценности выступает идеальное состояние государства и права, которое традиционно называется режимом законности. В качестве производных ценностей, выводимых из этого идеального состояния, выступают: правовой формализм, правовое государство, системность законодательства и т. д. Теория государства и права выводит производные ценности из понятия режима законности, упорядочивает их, выявляет необходимые логические связи между сторонами идеального состояния государства и права.

4. Под функцией понимается обнаружение сущности, необходимых фундаментальных характеристик изучаемого объекта. Выделяют следующие функции:

аксиологическую (оценивающую): теория государства и права создает масштаб оценки для реально существующего государства и права;

методологическую: теория создает систему фундаментальных категорий, отображающих сущность права и государства, которые используются в отраслевых дисциплинах для изучения специфики проявления права в сфере гражданских, уголовных, конституционных и других правоотношений;

прогнозирующую: теория государства и права предвидит создание тех или иных государственных или правовых институтов в реальном обществе, если развитие этого общества носит прогрессивный, устойчивый характер. Кроме того, теория формулирует выводы и предложения о наиболее рациональной государственной организации и правовой системе, а также прогнозирует, какое воздействие на общество будет оказывать то или иное решение в сфере права.

2. Происхождение государства

1. Под возникновением (генезисом) государства понимаются следующие процессы:

Возникновение государства как особого образования в истории человечества;

Возникновение нового государства в результате политической и правовой революции;

Возникновение нового государства в государственно-организованном обществе в результате мирной сецессии территориальных частей государства (раздел Чехословакии в 1993 г. на два независимых образования: Чехию и Словакию), в результате военной сецессии (распад Югославии начиная с 1991 г.);

978-5-91768-383-6

Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6 е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 464 с. - ISBN 978-5-16-105531-1. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/995447 читать

978-5-91768-844-2

Книга входит в коллекции:

Морозова Людмила Александровна

Морозова, Л. А. Теория государства и права : Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 464 с. ISBN 978-5-91768-383-6. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/407576 читать

978-5-91768-383-6

Морозова Людмила Александровна

Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6 е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 464 с. - ISBN 978-5-16-105531-1. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/961491 читать

978-5-91768-844-2

В учебник включен ряд новых вопросов, которые до сих пор не рассматривались в курсе «Теория государства и права», но приобрели в последнее время значительную актуальность. Изучение этих вопросов поможет студентам в формировании юридического мышления, творческого подхода к приобретению юридических знаний, самостоятельности в суждениях и оценках государственно правовой действительности. Учебник полностью соответствует Государственному образовательному стандарту, программе дисциплины «Теория государства и права» для юридических вузов. Темы излагаются в последовательности, которая доказала свою целесообразность в учебном процессе и ориентирует на эффективное усвоение основополагающих понятий, категорий и юридических конструкций. Для студентов всех форм обучения юридических вузов, слушателей других учебных заведений юридического профиля, преподавателей и аспирантов.

Корнев Аркадий Владимирович

Проблемы истории, методологии и теории юридической науки : монография / отв. ред. А.В. Корнев.—М. : Норма: ИНФРА-М, 2018. — 528 с. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/945753 читать

978-5-91768-789-6

Монография подготовлена по результатам научных исследований, отражающих сферы научных интересов преподавателей кафедры теории государства и права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Основное содержание монографии составили исследования, в которых дан анализ исторических и современных проблем развития теории государства и права, ее методологии. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, научных работников и всех интересующихся вопросами теории юридической науки.

Морозова Людмила Александровна

Морозова, Л. А. : Учебник для бакалавров / Морозова Л.А. - Москва:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.ISBN 978-5-91768-569-4. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/492276 читать

978-5-91768-569-4

Морозова Людмила Александровна

Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 464 с. - ISBN 9785-16-100920-8. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/758092 читать

978-5-91768-383-6

В учебник включен ряд новых вопросов, которые до сих пор не рассматривались в курсе «Теория государства и права», но приобрели в последнее время значительную актуальность. Изучение этих вопросов поможет студентам в формировании юридического мышления, творческого подхода к приобретению юридических знаний, самостоятельности в суждениях и оценках государственно-правовой действительности. Учебник полностью соответствует Государственному образовательному стандарту, программе дисциплины «Теория государства и права» для юридических вузов. Темы излагаются в последовательности, которая доказала свою целесообразность в учебном процессе и ориентирует на эффективное усвоение основополагающих понятий, категорий и юридических конструкций. Для студентов всех форм обучения юридических вузов, слушателей других учебных заведений юридического профиля, преподавателей и аспирантов.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Морозова Людмила Александровна

Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА М, 2020. — 464 с. - ISBN 978-5-16-105531-1. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/1057956 читать

978-5-91768-844-2

В учебник включен ряд новых вопросов, которые до сих пор не рассматривались в курсе «Теория государства и права», но приобрели в последнее время значительную актуальность. Изучение этих вопросов поможет студентам в формировании юридического мышления, творческого подхода к приобретению юридических знаний, самостоятельности в суждениях и оценках государственно правовой действительности. Учебник полностью соответствует Государственному образовательному стандарту, программе дисциплины «Теория государства и права» для юридических вузов. Темы излагаются в последовательности, которая доказала свою целесообразность в учебном процессе и ориентирует на эффективное усвоение основополагающих понятий, категорий и юридических конструкций. Для студентов всех форм обучения юридических вузов, слушателей других учебных заведений юридического профиля, преподавателей и аспирантов.

Морозова Людмила Александровна

Морозова, Л. А. Введение в юридическую профессию : Учебник для бакалавров / Морозова Л.А. - Москва:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 176 с. - ISBN 978-5-16-102523-9. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/941613 читать

978-5-91768-569-4

В учебнике излагаются основные вопросы, связанные с особенностями профессионального труда юристов в различных сферах государственной и общественной жизни, с назначением и ролью юристов в жизни общества, содержанием и спецификой осуществления юридической работы на практике. Материалы учебника соответствуют новым государственным образовательным стандартам ВПО для бакалавров.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Текущая страница: 1 (всего у книги 59 страниц)

Шрифт:

100% +

Владимир Михайлович Сырых
Теория государства и права: Учебник для вузов

Предисловие

По предложенному Вашему вниманию учебнику можно успешно усвоить курс теории государства и права самостоятельно. Особенно учебник будет полезен студентам, которые по тем или иным причинам не могут посещать лекционные занятия, но желают иметь глубокие знания данного курса, основательно разобраться , что такое право и государство, как они устроены и каким образом они действуют в современном обществе.

В основу учебника положен курс лекций, которые на протяжении длительного времени автор читает студентам юридических вузов и факультетов университетов. Учитывая уровень знаний, которым обладает студент первого курса, материал учебника излагается достаточно просто и понятно. В этих целях:

во-первых, курс излагается по возможности кратко, из учебника практически изъяты все полемические рассуждения, сложные теоретические конструкции, которые необходимы и полезны в монографиях, но существенно осложняют процесс восприятия курса студентами. В то же время все вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом курса теории государства и права и учебной программой в учебнике освещены достаточно полно и обстоятельно;

во-вторых, курс излагается системно. При этом освещение простых тем курса предшествует изучению его более сложных тем. Именно по этой причине вопросы правопонимания, а также предмета и метода теории государства и права излагаются в последних главах учебника, тогда как в большинстве учебников эти вопросы излагаются в их первых главах. Каждая глава учебника органически связана с другими главами и по содержанию таким образом, что не следует стремиться изучать какие-либо главы, не усвоив материала предшествующих им глав. Только изучение курса в той последовательности, в какой он излагается в учебнике, гарантирует успешное овладение курсом в целом;

в-третьих, в учебнике освещаются вопросы, которые необходимы для формирования целостных знаний о праве и государстве, но которых нет в других учебниках. Это главы, посвященные характеристике методов толкования права, правообеспечительной и правоохранительной деятельности государства, видов безвиновных противоправных деяний и деятельности государства по защите нарушенных прав граждан и иных лиц. Более полно, чем в других учебниках, освещаются такие центральные темы теории права, как механизм правовогорегужирования, государство, право и личность, учения о сущности и природе права, типологии государства и права, правозащитная деятельность государства, предмет и метод науки теории государства и права ;

в-четвертых, в учебнике все понятия и категории теории государства и права, которые студент должен знать по завершении обучения курсу, выделены полужирным шрифтом. Аналогичным образом выделены и наиболее важные положения и выводы по каждому вопросу курса, а также краткие определения основных понятий и категорий курса;

в-пятых, в целях облегчения процесса освоения студентом курса учебник содержит много конкретных примеров, иллюстрирующих действие того или иного положения, вывода на практике, в деятельности государственных органов и современного гражданского общества, а также в нем приведены схемы основных правовых явлений и процессов, изучаемых в пределах курса теории государства и права.

Хотя примеры и схемы сами по себе не освобождают студента от обязанности основательного изучения практической деятельности государственных органов и иных лиц, однако благодаря им удается увидеть сугубо «земную» основу большинства абстрактных теоретических положений учебника, соотнести эти положения с реальными действиями и поступками. Студент, будучи субъектом многочисленных конкретных правоотношений, активно действует в правовой сфере, хотя и не всегда догадывается о том, какие сложные теоретические построения лежат в основе ординарных, повседневных для него правовых явлений. Задачей соединения теории и практики обучающегося и обусловлено наличие в учебнике конкретных примеров-иллюстраций.

По завершении обучения по данному учебнику обучающийся сможет получить не только теоретические знания о праве и государстве, но и ряд полезных практических рекомендаций, необходимых для работы в сфере правотворчества и правоприменения, а также для профессионального, компетентного анализа источников официального опубликования нормативно-правовых актов.


Доктор юридических наук, профессор

В.М. Сырых

Раздел первый Теория государства

Глава 1 Происхождение государства
1. Понятие социальной власти

Одним из необходимых условий существования человеческого общества является выработка единой воли лиц, действующих совместно. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение не обходится без согласования воли их участников. Не может возникать правоотношение, если один из его участников не обладает разумной или свободной волей и не способен выразить ее в отношениях с другими лицами.

Согласование воли осуществляется различными способами. Это может быть совет, рекомендация, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь положительного результата (рекомендации врачей, советы родственников и знакомых, пояснения преподавателей в процессе обучения);

предписание действовать определенным образом. Если совет, рекомендацию можно не исполнять, то предписания являются обязательными. Например, правила игры, правила дорожного движения. Гоголевские герои Ноздрев и Чичиков не смогли успешно завершить игру в шашки потому, что один из них постоянно нарушал ее правила. Подобный результат ожидает всех, кто попытается нарушить установленные предписания;

приказ, команда действовать определенным образом. В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть. Власть может быть безграничной, когда человек должен выполнять ее любые команды, выраженные как устно, так и письменно или с помощью жестов, а подчас и даже взгляда.

Другим характерным признаком власти является обязательность исполнения отданного приказа, непременное подчинение данной команде. Без соблюдения этого условия власть перестает быть властью и превращается в пустое сотрясение воздуха пустым звуком. Подчинение приказу может быть добровольным, либо под угрозой применения принуждения, либо с применением насилия. Применение принуждения является обязательным признаком власти, отличающим ее от рекомендаций и технических предписаний.

Право индивидуума или органа отдавать властные указания основывается на каких-либо признаваемых обществом нормах. Руководитель преступного сообщества также обладает властью, руководит действиями своих сообщников. Однако его управление сообществом не является действительной властью, признаваемой обществом. Наоборот, все такие действия признаются общественно опасными, и все члены сообщества подлежат уголовной ответственности. Социальная власть должна признаваться таковой в силу моральных норм, обычаев или права и направлена на достижение социально полезного результата. Власть, осуществляемая с целью нарушения прав и свобод человека и гражданина, организаций и иных лиц, социально вредна и должна быть незамедлительно прекращена обществом. Еще буржуазные идеологи обосновали право общества, коллектива сместить лиц, использующих предоставленную им власть в своекорыстных целях и узурпирующих права других.

Таким образом, власть понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, из которых она состоит, и праве супругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Супруги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи и рано или поздно расторгают брак в установленном законом порядке.

Социальная власть на уровне отдельных коллективов людей – общественных объединений или трудовых коллективов – характеризуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида социальных норм. Она признается действующими нормами права, а конкретные формы проявления власти определяются самими коллективами в уставах общественных объединений или нормативно-правовых актах, принимаемых трудовыми коллективами или органами управления организаций, предприятий, учреждений. Все споры о власти и законности ее решений в организациях, предприятиях, учреждениях решаются компетентными государственными органами, а в общественных объединениях их членами непосредственно.

Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется государством. Как орган управления делами общества государство принимает общеобязательные нормативно-правовые акты, а также индивидуальные акты применения норм права, осуществляет государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение. Государство выполняет особые, только ему присущие функции, имеет специфическое содержание и форму. Обстоятельное изучение названных компонентов государства и составляет основное содержание теории государства.

2. Основные теории происхождения государства

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными.

В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Согласно теологической теории, получившей наибольшее развитие в XII–XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной власти на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством.

Патриархальная теория, сторонниками которой были Аристотель и Н.К. Михайловский, рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, – что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства, – то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.) несколько иначе объясняет процесс становления государства. По глубокому убеждению ее сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа как у слабых племен, так и сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей.

Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс и Ф. Энгельс) истоки государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка – государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе – феодалов, а в буржуазном – буржуазии. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю – коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и всех трудящихся.

В современной учебной литературе нередко содержатся утверждения о том, что все теории происхождения государства имеют одинаковое научное значение, что «каждая теория является определенной ступенькой к познанию истины». По нашему мнению, подобные выводы не соответствуют действительному положению дел, также как и большая часть оправдываемых ими теорий происхождения государства.

Бездоказательной является теологическая теория происхождения государства. Библия и иные христианские источники ничего не говорят о факте передачи церкви пресловутых двух мечей. Если исходить из тезиса о причастности церкви к получению мечей, то этот процесс мог произойти не ранее появления христианства, т. е. начала новой эры. В этот период человечество обладало письменностью и уж наверняка сохранило бы этот акт в письменных источниках. Однако никаких свидетельств такому факту нет. И по сей день не ясно, какому конкретно государю был передан этот меч, когда состоялся акт передачи меча и где в настоящее время этот меч хранится.

Несостоятельной является и патриархальная теория происхождения государства. Ее основоположник, Аристотель, жил до новой эры и не располагал достоверными знаниями о том, как была организована власть в семье в условиях первобытно-общинного строя, в недрах которого и были созданы необходимые предпосылки для возникновения государства. Власть государя не могла быть прямым продолжением власти отца (патриарха) большой семьи по той простой причине, что такой власти у мужчин не было. Власть в семье принадлежала женщине, по ее линии велся и отсчет родственников семьи. Власть отца в семье возникает в истории человечества значительно позже и влечет за собой революцию в формах собственности – общая собственность рода заменяется частной собственностью отдельной семьи. А появление последней и явилось непосредственной причиной возникновения государства.

Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания одних племен другими. Однако в этой теории остаются нераскрытыми причины, в силу которых одни народы признают возможным и целесообразным покорение других народов с целью их грабежа, возложения обязанности отдавать часть произведенных материальных благ победителю. В условиях первобытно-общинно-го строя, когда человек мог производить ровно столько, сколько и потреблял, акции покорения одних племен другими были бессмысленны, поскольку никаких материальных благ у побежденных, кроме территории, отнять было нельзя из-за отсутствия таковых. Как аргументированно показывает Ф. Энгельс, «частная собственность образуется всюду в результате изменившихся отношений производства и обмена… следовательно, по экономическим причинам. Насилие не играет при этом никакой роли. Ведь ясно, что институт частной собственности должен уже существовать, прежде чем грабитель может присвоить себе чужое добро, что, следовательно, насилие, хотя и может сменить владельца имущества, но не может создать частную собственность как таковую». Поэтому объективные истоки возникновения государства нужно искать не в политических актах вроде завоеваний одного народа другим, а в выявлении логики развития общества и возникновения причин, в силу которых стало возможным политические насилие во всех его многообразных проявлениях.

Процесс объяснения причин возникновения государства из условий внутреннего саморазвития общества наиболее полно раскрывает материалистическая теория происхождения и заслуживает более обстоятельного изложения и изучения.

3. Публичная власть родового строя

Для того чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить три вопроса: 1) какой была публичная власть, предшествующая государству; 2) в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством; 3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

Наиболее исчерпывающие и убедительные ответы на эти вопросы даются в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Главные положения этой работы сводятся к следующему.

Согласно материалистическому пониманию истории человеческого общества формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй. Род представляет собой союз родственников по материнской линии. Он был присущ всем народам земного шара до их вступления в эпоху цивилизации и образования государства. Некоторые народы Азии и Америки и по настоящее время живут общинно-родовым строем.

Публичная власть родового строя имела демократическую основу и характеризовалась следующими чертами.

1) Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – и военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

2) Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринимало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономический базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расходами по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного происхождения и существовало между полами. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготовлением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты. Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».

М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

Учебник соответствует государственному образовательному стандарту, программе по теории государства и права для юридических вузов и отражает современное состояние юридической науки. Темы учебника излагаются в последовательности, которая доказала свою целесообразность в учебном процессе и ориентирует на творческое усвоение основополагающих понятий, категорий и юридических конструкций. Книга отличается постановкой актуальных узловых проблем, которые освещаются наряду с традиционными общетеоретическими вопросами.

Для студентов всех форм обучения юридических вузов, слушателей других учебных заведении юридического профиля, преподавателей и аспирантов.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Скачать: Rghost

Оглавление
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Предмет и объект изучения теории государства и права 9
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук 11
3. Функции теории государства и права 14
4. Теория государства и права как учебная дисциплина 16
5. Методология теории государства и права 17
Глава 2. Происхождение государства. Основные концепции
1. Социальная организация первобытного общества 23
2. Переход от присваивающей к производящей экономике 26
3. Типичные и уникальные формы возникновения государства 28
4. Города-государства 30
5. Нормативная система первобытного общества 33
6. Другие теории происхождения государства 36
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Глава 3. Понятие, сущность и типология государства
1. Понятие государства, его признаки 47
2. Сущность государства 53
3. Социальное назначение государства 56
4. Типология государств 58
Глава 4. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
1. Общая характеристика власти 66
2. Виды власти 68
3. Государственная власть 69
4. Компоненты государственной власти 70
Глава 5. Форма государства
1. Форма правления государства 75
2. Государственное устройство 80
3. Государственно-правовой режим 85
4. Межгосударственные объединения 91
Глава 6. Функции государства
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них 96
2. Классификация функций государства 100
3. Внутренние функции государства 102
4. Внешние функции государства 109
5. Формы и методы реализации функций государства 112
Глава 7. Механизм государства
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства 115
2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности 116
3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата 118
4. Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства 120
Глава 8. Политическая система и место в ней государства
1. Понятие политической системы 127
2. Структура политической системы 128
3. Государство в политической системе 135
4. Государство и общественные объединения 137
5. Государство и политические партии 141
Глава 9. Российская государственность
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству 147
2. Марксистская теория пролетарского государства 149
3. Советская форма правления 153
4. Современная российская государственность 154
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА
Глава 10. Понятие и сущность права
1. Основные концепции правопонимания 167
2. Сущность права 173
3. Функции права 175
4. Право в объективном и субъективном смыслах 178
Глава 11. Право в системе регулирования общественных отношений
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы 181
2. Социальные и технические нормы 183
3. Виды социальных норм 184
4. Общее и особенное в социальных нормах 186
5. Особенности права как нормативного регулятора 188
Глава 12. Право и другие социальные явления
1. Соотношение государства и права 191
2. Право и справедливость 194
3. Право и социальные интересы 197
4. Ценность права 201
Глава 13. Нормы права
1. Понятие и признаки нормы права 203
2. Структура правовой нормы 206
3. Классификация норм права 209
4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 214
Глава 14. Формы (источники) права
1. Понятие формы (источника) права 217
2. Виды источников права 218
3. Законы как источник права. Виды законов 224
4. Подзаконные акты 227
Глава 15. Система права
1. Понятие системы права. Характеристика ее элементного состава 229
2. Система отраслей права 232
3. Система права и система законодательства 234
4. Материальное и процессуальное право 235
5. Публичное и частное право 236
6. Международное и национальное (внутригосударственное) право 238
Глава 16. Правовые системы современного мира
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем 240
2. Краткая характеристика правовых семей 242
Глава 17. Правотворчество
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества 253
2. Виды правотворчества 255
3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс 258
4. Пределы действия нормативных правовых актов 263
5. Систематизация нормативных правовых актов 265
Глава 18. Общее учение о правоотношениях
1. Понятие и особенности правоотношений 270
2. Состав правоотношений 271
3. Юридические факты 276
4. Виды правоотношений 279
Глава 19. Теория реализации права
1. Понятие и формы реализации права 280
2. Специфика правоприменительной деятельности 282
3. Стадии правоприменительного процесса 284
4. Акты применения права, их виды 285
5. Способы реализации права 287
6. Пробелы в праве 287
Глава 20. Коллизии в праве
1. Понятие юридических коллизий 290
2. Виды коллизий и причины их возникновения 290
3. Коллизии норм права и нормативных актов 292
4. Способы устранения коллизий. Превентивные меры 293
5. Юридическая конфликтология 294
Глава 21. Толкование права
1. Общее понятие толкования права 299
2. Способы (приемы) толкования права 300
3. Виды толкования права 302
4. Толкование норм права по объему 304
5. Интерпретационные акты 306
Глава 22. Юридическая техника
1. Законодательная и правоприменительная техника 309
2. Технико-правовые категории 312
Глава 23. Механизм правового регулирования
1. Понимание механизма правового регулирования 315
2. Структура и стадии механизма правового регулирования 317
3. Эффективность механизма правового регулирования 319
Глава 24. Правомерное поведение
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение 321
2. Типология правомерного поведения 322
Глава 25. Правонарушения и юридическая ответственность
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав 326
2. Виды правонарушений, причины ил совершения 330
3. Юридическая ответственность: понятие и признаки 334
4. Виды юридической ответственности 336
5. Цели и принципы юридической ответственности 345
Глава 26. Законность и правопорядок
1. Три аспекта понятия законности. Ее структура 348
2. Принципы законности 350
3. Гарантии законности 351
4. Конституционная законность 353
5. Правопорядок: черты, содержание, функции 354
6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления 359
Глава 27. Правосознание и правовая культура
1. Понятие правосознания и его структура 363
2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права 365
3. Правовая культура: понятие, элементы, формы действия 369
4. Функции правовой культуры 373
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
Глава 28. Государство и гражданское общество 377
Глава 29. Социальное государство 381
Глава 30. Правовое государство
1. Развитие идей правового государства 385
2. Признаки правового государства 387
Глава 31. Институт прав человека в России
1. Общая характеристика. Принципы действия 391
2. Классификация прав человека 394
3. Юридические обязанности человека 403
4. Механизмы защиты прав человека 405
Список литературы 407