Понятие права: многообразие определений и единство понятия. Основные школы (теории) права Нормативный подход к праву

1.3.1. Источники права

Понятие «правовая норма» является абстрактным, существующим в пространстве других абстрактных понятий типа «правило поведения» (см. раздел1.1.3.).

Формой существования правовых норм, так сказать, на «физических носителях» (глиняные таблички, бумага, компьютерные файлы,..) являются законы, указы, решения судов и другие источники права.

Источники права - это акты органов государства, устанавливающие или санкционирующие (признающие) правовые нормы.

В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.

  • Правовой обычай : исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские «Законы XII таблиц», древнерусская «Русская Правда»).
  • Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.
  • Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.
  • Нормативный договор: двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).

Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай. Издание специальных документов, представлявших собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм.

В большинстве современных государств (кроме государств с правовой системой англо-саксонского типа - см. раздел1.3.ХХХХ.) основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.

1.3.2. Нормативные акты

Нормативные акты принимаются различными органами государства, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы.

В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием «юридическая сила» : одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие.

С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты.

1. Конституция - основной закон государства.

Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны).

В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности (в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства.

С точки зрения формы конституции, она может представлять собой:

  1. Отдельный акт (собственно Конституция страны - например, Конституции США, Франции, России). Первые конституции как отдельные документы появились в штатах будущих США в 70-е годы XVIII века. Самая старая из действующих в современных государствах конституций такого типа - Конституция США 1787 года. Иногда отдельные вопросы конституционного уровня детализируются в специальных законах, на которые дается ссылка в Конституции (например, «федеральные конституционные законы» в России, «органические законы» во Франции).
  2. Набор связанных актов (например, в Финляндии - 4 «органических закона», в Швеции - 3 «основных закона», ни один из которых не называется собственно «конституцией»).
  3. Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписаных правовых обычаях (Великобритания, Израиль). В этом случае правильнее говорить не о конституции как основном законе, а о системе конституционных норм.

В федеративных государствах, помимо общегосударственной Конституции, существуют конституционные акты субъектов федерации, например: Конституции штатов США; Конституции республик, уставы краев, областей в Российской Федерации.

«Особость» конституции как основного закона, определяющего фундаментальные вопросы государства и общества, фиксируется особым порядком принятия и изменения конституции, отличающимся от порядка принятия и изменения других законов государства. Особый порядок изменения конституции направлен на то, чтобы конституцию было сложно изменить, что обеспечивает стабильность фундаментальных основ государства и общества.

Некоторые конкретные способы принятия конституций:

  1. Принятие квалифицированным большинством парламента (то есть не просто большинством голосов депутатов, а 2/3 или даже 3/4 голосов). Так были приняты, например, Конституции СССР 1977г. и Греции 1975г.
  2. Принятие специально созванным конституционным представительным органом. Так были приняты, например, Конституции Италии 1947г., Португалии 1976г.
  3. Принятие на референдуме (всенародном прямом голосовании). Так были приняты, например, Конституции Франции 1958г., России 1993г.
  4. Дарование монархом (так называемое «откроирование») - например, Конституции Катара, Кувейта.

Некоторые конкретные способы изменения конституции:

  1. Квалифицированное большинство парламента.
  2. Двойное (повторное) голосование в парламенте, в т.ч. с обязательными перевыборами парламента и утверждением изменений новым составом парламента (Бельгия, Финляндия);
  3. Утверждение принятых парламентом изменений конституции субъектами федерации (например, поправки к конституции соответствующих стран должны одобрить более 1/2 штатов Индии; 3/4 штатов США; 2/3 республик, краев, областей и прочих субъектов федерации России).
  4. Утверждение поправок на референдуме (Швейцария).
  5. Изменение конституции специально созываемым конституционным представительным органом (Россия, США).

2. Законы - нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.

В современных государствах существуют достаточно жестко установленные и весьма сложные процедуры принятия законов, в которых можно выделить следующие стадии:

  • Законодательная инициатива. Существуют субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, т.е. возможностью вносить в парламент законопроекты, которые парламент обязан рассмотреть. Обычно таким правом обладают депутаты парламента, президент, правительство и прочие высшие государственные органы и должностные лица. Иногда такое право предоставлено общественным организациям. Прочие лица, желающие внести законопроект, должны использовать свое влияние на субъектов законодательной инициативы.
  • Подготовка проекта. Кто-то должен написать текст законопроекта, согласовать его с действующим правом, подготовить всевозможные справки о необходимости законопроекта и о последствиях его принятия или непринятия. Обычно это делают либо те, кто заинтересован в проекте, либо аппараты правительства или министерств, либо сами депутаты или аппарат парламента.
  • Обсуждение в парламенте. Парламенты имеют внутреннюю структуру: они разбиты на комитеты, комиссии и другие подмножества депутатов по направлениям работы (например, по бюджету, налогам, экономики, промышленности, обороне и т.д.). Поступившие в парламент законопроекты после включения в план работы направляются соответствующим профильным комитетам или комиссиям парламента. Эти органы готовят заключения по законопроектам, привлекая правительство, экспертов, проводя парламентские слушания, опросы общественности и заинтересованных лиц и пр. При этом снимаются разногласия, учитываются различные интересы. Крайне редко в развитых парламентах на голосование выносится проект, не прошедший подробной предварительной «обкатки». В большинстве случаев еще до голосования выясняется мнение основных фракций парламента. Заведомо «непроходные» проекты не доходят до пленарных заседаний парламента.
  • Принятие закона. Обычно в двухпалатных парламентах (см. раздел1.2.2.) требуется набрать большинство голосов в каждой из палат. В некоторых странах палаты в этом смысле равноправны: законопроект может сначала быть принят любой палатой, потом отправиться в другую. Если другая палата тоже принимает законопроект, он поступает на подпись главе государства. Если другая палата отклоняет проект, либо вносит в него изменения, запускается согласительная процедура. В некоторых странах путь законопроекта установлен более жестко: сначала обязательно нижняя палата, потом - верхняя (например, в России законы принимаются Государственной Думой, после чего направляются на утверждение Совету Федерации). Совместные заседания палат по принятию закона (как было в СССР и в РСФСР) проводятся в мировой практике очень редко.
  • Подписание и обнародование закона. Конституции обычно устанавливают, что законы вступают в силу после их подписания главой государства и опубликования. Право главы государства подписать (или не подписать - право вето) принятый парламентом закон бывает как формальным (европейские монархии), так и вполне реальным и применяемым на практике (США, Россия). Обычно конституции устанавливают процедуры преодоления вето главы государства квалифицированным большинством голосов парламента.

Практически на всех стадиях законодательного процесса имеются возможности для лоббирования лицами, заинтересованными в принятии (или, наоборот, в провале) законопроекта. Конкретные формы лоббирования чрезвычайно разнообразны - от мягкой просветительской работы с законодателями (большинство из которых не являются специалистами по вопросам большинства законопроектов) до жестких и иногда, мягко говоря, не очень законных способов. С последними везде борются, но еще нигде не победили.

В федеративных государствах помимо федеральных законов имеются законы субъектов федерации. Эти законы принимаются по предметам ведения регионов - субъектов федерации (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Процедура их принятия аналогично описанной выше. Например, закон Московской области принимается Московской областной Думой и подписывается Губернатором Московской области.

3. Подзаконные акты - акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и пр.

Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органов государства.

Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания.

  1. От нормативных актов следует отличать акты ненормативные (исполнительно-распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты. Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1)Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов - акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия «ОАО Инвалид» - не нормативный акт. 2)Возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ о помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии - один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы.
  2. В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности, на референдуме приняты некоторые конституции (Франции 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы постоянно проводятся в Швейцарии. Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственных органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные нормативные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями - например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России.
  3. О терминологии. Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова (акты, принятые парламентом), но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу. Например, если вы откроете любой сборник типа «Законодательство России о труде», то обнаружите в нем не только собственно законы, но и указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерства труда и социального развития, разъяснения Пленума Верховного Суда и даже, возможно, совместные постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС (некоторые из них все еще действуют). Бывает и наоборот, некоторые документы, являющиеся законами в собственном значении этого слова, имеют конкретные названия другого типа, например: Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде.

1.3.3. Система права

Система права - это строение права, деление его на составные части с точки зрения содержания правовых норм, то есть определенных общественных отношений, которые эти нормы регулируют.

Правовые нормы можно группировать в некоторые множества правовых норм, регулирующие более или менее широкие сферы общественных отношений.

В научной и учебной литературе обычно выделяют следующую иерархию общности:

  1. Правовая норма - элементарное общеобязательное правило поведения - так сказать, «квант» права.
  2. Правовой институт - совокупность относительно обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений (например, институт выборов в государственном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт преступления в уголовном праве,..).
  3. Отрасль права: совокупность правовых институтов (иногда включают подотрасли), регулирующих однородную область общественных отношений (например, государственное право, гражданское право, уголовное право,..).

Понятно, что деление права на составные части происходит в абстрактном «пространстве» правовых норм. Нигде не существует никакого официально утвержденного полного списка правовых норм, сгруппированных по правовым институтам и по отраслям права. Поэтому конкретная структура права - в том числе перечень отраслей права, набор правовых институтов - определяется разными авторами по разному даже для права конкретного государства в конкретный период времени.

В то же время в научной и учебной литературе сложились достаточно универсальные критерии для выделения отраслей права, среди которых основными являются следующие:

  1. Предмет правового регулирования - то есть определенная, достаточно широкая и вместе с тем более или менее отделенная от других сфера общественных отношений. Например, есть отношения супругов, родителей и детей - отсюда семейное право; есть отношения между государством и налогоплательщиками по поводу налогов - отсюда налоговое право; есть отношения между работниками и работодателями - отсюда трудовое право.
  2. Метод - то есть способы регулирования общественных отношений, которые могут быть для одних отраслей преимущественно жесткими, закрытыми (запрещено все, что прямо не разрешено), а для других отраслей - напротив, преимущественно мягкими, открытыми (разрешено все, что прямо не запрещено). Для одного типа объектов в различных отраслях права применяются различные методы правового регулирования. Например, финансы являются объектом общественных отношений как в налоговом праве, так и в гражданском, однако налоговое право устроено гораздо более жестко, чем гражданское.
  3. Наличие базовых источников права Например, в российском законодательстве базовым источником государственного права является Конституция России, гражданского права - Гражданский кодекс, семейного права - Семейный кодекс.

Конкретная система отраслей для права конкретных государств выглядит весьма разнообразно. В большинстве государств можно выделить государственное (конституционное) право, гражданское право, трудовое право, семейное право, налоговое право. В некоторых государствах отдельно выделяются торговое право, земельное право, административное право. В СССР в отдельные отрасли выделялись колхозное право и хозяйственное право.

Система права современной России подробно рассмотрена во второй части настоящего учебника.

Завершая раздел о системе права, сделаем два замечания.

  1. Понятия «система права» и «система законодательства» не совпадают. Во-первых, это понятия из разных «пространств»: система права - из абстрактного пространства правовых норм; система законодательства - из конкретного пространства физически существующих документов. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Например, Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» содержит нормы государственного и административного права (устанавливает систему органов приватизации и компетенцию органов государственной власти по вопросам приватизации), нормы гражданского права (устанавливает порядок заключения сделок приватизации), нормы трудового права (устанавливает гарантии трудовых отношений для работников приватизируемых предприятий).
  2. Помимо отраслей внутреннего права конкретного государства, существует международное право . Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями государств. Международное право обычно подразделяется на международное публичное право , регулирующее отношения между государствами, и международное частное право , регулирующее отношения (прежде всего гражданско-правовые) с участием иностранных физических или юридических лиц, либо по поводу объектов, находящихся за границей. Источниками международного права являются международные конвенции и договоры, уставы и акты международных организаций, международные правовые обычаи.

1.3.4. Структура и виды правовых норм

Вернемся теперь к рассмотрению элементарного абстрактного понятия «правовая норма».

Идеальная правовая норма выглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется (например, у налогоплательщика был доход за отчетный год); описание собственно правила поведения в этой ситуации (надо подать налоговую декларацию и уплатить налог); определение ответственности за невыполнение правила (штраф за неподачу декларации или за неуплату налогов).

Соответственно, в научной и учебной литературе обычно рассматривают следующую структуру правовой нормы:

  • Гипотеза - описание условий действия нормы;
  • Диспозиция - описание правила поведения;
  • Санкция - мера ответственности за нарушение правила поведения.

Аналогично нетождественности понятий «система права» и «система законодательства», понятие правовой нормы не тождественно, например, понятию статьи закона.

Тут возможны самые разные соотношения.

В конкретной статье закона могут содержаться несколько норм разного содержания.

Разные структурные части одной нормы могут быть в разных статьях и даже в разных законах. Например, в вышеприведенном примере о налоговой декларации (применительно к России) гипотеза и диспозиция содержатся в законе о подоходном налоге с физических лиц, а некоторые санкции - в Уголовном кодексе. Наконец, отдельные структурные части нормы могут вообще формально отсутствовать. Например, в статьях Уголовного кодекса с точки зрения структуры правовых норм есть только гипотезы (конкретные составы преступлений - например: кража, убийство) и санкции (конкретные виды наказаний - например: лишение свободы, смертная казнь). Что касается диспозиций, то они в данном случае подразумеваются и прямо не указываются (например: «не укради», «не убий»).

Поэтому надо ясно понимать, что когда мы говорим о структуре правовой нормы, речь идет о некоторой «идеальной» норме в абстрактном пространстве системы права. Более того, даже в рамках теории одни структурные части «идеальной» нормы могут рассматриваться как отдельные нормы или другие части норм в конкретном контексте. Например, санкция в вышеприведенном примере о налоговой декларации является диспозицией для налогового инспектора или суда, которые определяют меру ответственности для нерадивого налогоплательщика.

В то же время, понятие «структура правовой нормы» имеет большое прикладное значение, в частности - для совершенствования того, что юристы называют «юридическая техника». Например, сам факт понимания того, что у норм бывают гипотезы, диспозиции и санкции, заставляет юристов при разработке текстов нормативных актов так или иначе отражать все эти составляющие.

Правовые нормы могут делиться на виды по различным критериям.

  • С точки зрения предмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся на нормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иных отраслей права.
  • С точки зрения метода правового регулирования нормы могут быть управомочивающие (в диспозиции указываются права; например: каждый имеет право на труд); обязывающие (в диспозиции указываются обязанности; например: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»); запрещающие (в диспозиции указываются запреты; например: «Принудительный труд запрещен»). Бывают также нормы, содержащие не собственно правила поведения, а определение понятий, принципов - дефинитивные нормы; например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  • С точки зрения источника права (см. разделы1.3.1-1.3.2) нормы могут быть в законах, в подзаконных актах, в решениях судов и пр.

1.3.5. Правоотношения. Юридические факты

Установленные или санкционированные государством правовые нормы представляют собой общие правила поведения, призванные регулировать определенные общественные отношения. Когда такие отношения возникают фактически , их участники обязаны подчиняться соответствующим правовым нормам. При этом фактические отношения приобретают характер правоотношения - то есть, по определению, конкретного общественного отношения, регулируемого правовыми нормами.

Как уже говорилось выше, не всякое общественное отношение регулируется правом. Например, обязанности платить партийные взносы или соблюдать религиозные посты не относятся к правоотношениям (хотя могут в принципе быть таковыми соответственно в тоталитарных коммунистических или религиозных режимах).

Правоотношение характеризуется следующими элементами:

  • Объект правоотношения - то, по поводу чего складывается правоотношение. Это могут быть имущество, работы и услуги, нематериальные блага (честь, достоинство и пр.), власть и другие объекты.
  • Субъекты правоотношения - стороны, участники правоотношения. Это могут быть физические лица, организации (в том числе юридические лица), государство, отдельные органы государства и другие субъекты.
  • Содержание правоотношения составляют два взаимосвязанных элемента:субъективное право и юридическая обязанность , которыми связаны субъекты правоотношения. Субъективное право - это возможность определенного поведения; юридическая обязанность - соответствующая обязанность определенного поведения.

Для иллюстрации понятия элементов правоотношения приведем конкретные примеры.

Пример 1. Иванов должен Петрову 100 рублей. Объект правоотношения: деньги. Субъекты правоотношения: физические лица Иванов и Петров. Содержание правоотношения: у Петрова - субъективное право получить от Иванова деньги; у Иванова - соответствующая юридическая обязанность долг возвратить. В этом примере у одной стороны (Иванова) есть только юридическая обязанность, а у другой стороны (Петрова) - только субъективное право.

Пример 2. Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО «Авто», согласно которому ООО «Авто» обязуется продать автомобиль Иванову, а Иванов - оплатить ООО «Авто» стоимость автомобиля. Объекты правоотношения: автомобиль и деньги. Субъекты правоотношения: физическое лицо Иванов и юридическое лицо ООО «Авто». Содержание правоотношения: у Иванова - субъективное право получить автомобиль и юридическая обязанность уплатить деньги; у ООО «Авто» - субъективное право получить деньги и юридическая обязанность передать автомобиль. В этом примере стороны имеют взаимные права и обязанности.

Пример 3. Студенту Сидорову пришла повестка из военкомата. Объект правоотношения: служба в армии Субъекты правоотношения: гражданин Сидоров и государство. Содержание правоотношения: у Сидорова - юридическая обязанность нести военную службу (для начала - явиться в военкомат); у государства - субъективное право призвать Сидорова на военную службу.

В реальной жизни правоотношения могут носить достаточно сложный, многоуровневый характер; особенно - правоотношения по поводу сложных объектов и при большом количестве участников, когда возникает система взаимных прав и обязанностей участников правоотношения. Например, в вышеприведенном примере о призыве Сидорова на военную службу можно сколь угодно подробно детализировать объект правоотношения и участников правоотношения - в частности, отдельно рассматривать отношения Сидорова и военкомата по поводу явки в военкомат; отношения Сидорова и медицинской комиссии по поводу здоровья Сидорова; отношения института, где учится Сидоров, и военкомата по поводу отсрочки для студентов; отношения родителей Сидорова и командования воинской части по поводу отправки Сидорова в «горячую точку» и т.д.

Основанием возникновения правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные, наступающие в жизни обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм (см. раздел1.3.4).

С точки зрения наличия или отсутствия воли участников юридические факты делятся на действия и события.

  1. Действия - юридические факты, зависящие от воли сторон. Например, заключение договора, передача вещи, принятие закона, совершение умышленного преступления. В этом контексте термин «действие» понимается в широком смысле - действие может носить в том числе характер отказа от определенного «действия» в прямом смысле этого слова (например, неподача налоговой декларации в широком смысле тоже действие - ср. термины «деяние» и «бездействие» в разделе1.3.6).
  2. События - юридические факты, наступающие независимо от воли тех субъектов, для которых наступают юридические последствия. Например, достижение определенного возраста, наступление определенной даты или истечение определенного срока, землетрясение.

Бывают ситуации, когда определенное наступившее обстоятельство для одних правоотношений или участников является действием, а для других - событием. Например, если Иванов поджег дом Сидорова, то для правоотношений Иванова с правоохранительными органами факт поджога является действием; а для правоотношений Сидорова с пожарными - событием.

Понятия «элементы правоотношения» и «юридические факты» имеют большое значение как для юридической техники при подготовке нормативных актов, так и при рассмотрении конкретных ситуаций, в частности - в ходе судебных разбирательств. Необходимо всегда четко определить, что именно является объектом правоотношения, кто конкретно стороны правоотношения, каковы конкретные субъективные права и юридические обязанности сторон, какие конкретно юридические факты породили наступление соответствующих прав и обязанностей.

1.3.6. Правонарушения и юридическая ответственность

Наряду с правомерной деятельностью (т.е. соответствующей нормам права) отдельные субъекты права порой кое-где еще пока допускают правонарушения.

Правонарушение - это деяние (т.е. действие или бездействие) субъекта права, нарушающее нормы права, являющееся виновным и общественно опасным.

Основные виды правонарушений (по Российскому праву):

  1. Уголовное правонарушение или преступление - виновное, общественно опасное, противоправное деяние, предусмотренное уголовным законом и влекущее уголовное наказание.
  2. Административное правонарушение - виновное, общественно опасное, противоправное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (см. Кодекс об административных правонарушениях России, а также разделы многих законов, устанавливающие всевозможные санкции за их нарушение).
  3. Дисциплинарное правонарушение - нарушение должностными лицами и работниками должностных обязанностей, правил служебной дисциплины и трудового распорядка (см. Кодекс законов о труде России, законодательство о государственной службе, о военной службе и пр.).
  4. Гражданское правонарушение - нарушение норм гражданского права, влекущее имущественную ответственность (см. Гражданский, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы России).

В России действует принцип наказания только за виновное деяние (за некоторыми исключениями - например, гражданская ответственность владельцев источников повышенной опасности).

Основные формы вины - умысел и неосторожность . Особенно подробно вопросы вины проработаны в уголовном праве, где от формы вины часто зависит квалификация преступления по той или иной статье Уголовного кодекса (прямой и косвенный умысел; преступная самонадеянность или преступная небрежность). За правонарушения наступает соответствующая ответственность , т.е. наступление для правонарушителя определенных нормами права неблагоприятных последствий.

Виды ответственности соответствуют видам правонарушений. Конкретные меры ответственности могут затрагивать самые разные интересы и блага правонарушителя (свобода, имущество и пр.; как исключение - даже сама жизнь).

Контрольные вопросы к Главе 1.3.

Какие из следующих документов являются источниками права:

  • Указ Президента России о призыве на действительную военную службу юношей 1970 года рождения;
  • Постановление Правительства России о правилах оказания бытовых услуг в Российской Федерации;
  • Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
  • Постановление Конституционного Суда России о признании несоответствующими Конституции некоторых положений части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР;
  • Решение Московской городской Думы о назначении досрочных выборов Мэра Москвы.

Опишите элементы правоотношения и юридические факты для следующих ситуаций:

  • Иванов подрядился покрасить забор на даче Петрова за 300 рублей;
  • автомобиль, которым управлял Иванов, в результате нарушения Ивановым правил дорожного движения повредил автомобиль Петрова;
  • студент Сидоров пришел в бухгалтерию МФТИ получать стипендию.

Дополнительная литература к Главе 1.3.

  1. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. (Главы2-5). Под редакцией академика О.Е.Кутафина. Москва, «Юристъ», 1998г.
  2. С.С.Алексеев. Государство и право. Начальный курс. (Части2-4). Москва, «Юридическая литература», 1994г.
  3. С.С.Алексеев. Теория права. (Главы 4, 6, 7). Москва, издательство «БЕК», 1994г.
  4. Р.Давид, К.Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности. Москва, «Международные отношения», 1997г.

Понятие, признаки и свойства права. Право - одно из самых сложных общественных явлений. Его действие распространяется на все сферы жизни общества. Оно закрепляет отношения собственно­сти; выступает регулятором распределения труда и его продуктов; регламентирует организацию и деятельность государственного ме­ханизма; определяет меры и формы борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру их реализа­ции; активно воздействует на межличностные отношения; сущест­вует в специфичной форме выражения - законодательстве и т.д.

Право выражает интересы людей, их понятия о справедливости и морали, о добре и зле, о должном и сущем и др. Сейчас в состоя­нии конструктивного противоборства находятся два подхода к праву: нормативистский и естественно-правовой, которые можно также рассматривать как этатический (право является порождением госу­дарства и его универсальным инструментом) и либеральный (право рассматривается как самоценность, которая возвышается над госу­дарством). Именно из этих посылок и исходят наиболее распростра­ненные сейчас определения права.

Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с кото­рыми осуществляется власть в обществе, создаются и функциониру­ют государственные институты, поддерживается социальная стабиль­ность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

Право как явление общественной жизни отличается от иных регуляторов человеческих отношений, таких как религия, полити­ка, экономика, этика и др. Основными признаками права являются следующие: олицетворяет волю всего общества; воплощает масштаб свободы и поведения человека; является системой общеобязатель­ных норм поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Кроме того, от иных социальных норм (морали, религии и т.д.) право отличают всеобщность, фор­мальная определенность и системность.

Принципы и аксиомы права. Вся природа права направлена на упорядочение и гармонизацию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, поощряя, а в необходимых случаях и наказы­вая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фун­даменте права.

Принципы права - это основные исходные положения права, юридически закрепляющие объективные закономерности обществен­ной жизни. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются правовыми принципами (ст. 2-7 УК РФ, ст. 1.4-1.5 КоАП РФ); либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании правовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права - принципы правосознания (например, идеи неотвратимости и индивидуализа­ции уголовной ответственности).

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:

Общие (общеправовые) принципы лежат в основе всех правовых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.;

Отраслевые (или специальные правовые) принципы характер­ны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собст­венно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи экономии мер уголовной репрессии, личной ответственности за содеянное, так как принцип личной ответственности харак­терен именно для уголовного права, в рамках отношений ко­торого наказания носят строго личный характер, в то время как в административном и гражданском праве к ответственно­сти могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;

Межотраслевые принципы, являющиеся основой для несколь­ких родственных отраслей права (например, гласность, состя­зательность и равенство сторон характерны для процессуаль­ных отраслей права);

Принципы отдельных институтов права (например, принципы назначения наказания, заключения договора, принципы сво­боды, тайны, закрытости завещания института наследования по завещанию и др.).

Наряду с правовыми принципами немаловажное значение в реа­лизации правовых требований имеют существующие правовые ак­сиомы - положения, многократно проверенные на практике и по­этому принимаемые без особых доказательств, в силу своей очевид­ности и истинности. Это фундаментальные принципы человеческо­го сосуществования, а также важнейшие установки правосознания, единственно делающие право возможным. Многие из них были разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть до на­ших времен не потеряли своей актуальности. К числу таких непре­ложных, проверенных вековой практикой положений относятся та­кие правила, как: субъективному праву всегда соответствует юриди­ческая обязанность; последствия деяния не могут быть определены иначе, как по закону, действующему во время его совершения; ни­кто не может быть судьей в своем деле; никто не обязан себя об­винять; решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле; люди рождаются свободными и равными в своих правах; нельзя осуждать дважды за одно и то же преступление; гнев не оп­равдывает преступления; если обвинение не доказано - обвиняе­мый оправдан; щадящий виновного, наказывает невиновного; все, что не запрещено законом, - разрешено и др.

Социальная роль и функции права. Вопрос о сущности права и его назначении в жизни общества во все времена рассматривался как политическая проблема, так как от ответа на него во многом зависела легитимность действующей власти. Не случайно, когда рассматривают роль права, то говорят о его классовой и общесоци­альной сущности.

Выполняя свое предназначение, право оказывает непосредствен­ное позитивное влияние на поведение субъектов права, на систему общественных отношений. В таком направляющем воздействии за­ложены его важнейшие функции, к числу которых относятся регу­лятивная (непосредственное воздействие на нормальные, естест­венные и полезные для человека и общества действия, т.е. это уста­новление позитивных правил поведения), охранительная (охрана положительных и вытеснение вредных для человека и общества от­ношений, предупреждение и пресечение правонарушений, восста­новление нарушенных прав) и воспитательная, проявляющаяся во всем действии права и побуждающая людей действовать правомерно.

Правовые функции осуществляются методами убеждения и при­нуждения.

Теории происхождения права. Взгляды на возникновение право­вых установок в значительной степени схожи с теориями происхож­дения государства, что обусловлено единой их природой и неразрыв­ной исторической взаимосвязью. Поэтому можно также говорить о теологической, естественной, нормативистской, психологической, материалистической концепциях происхождения права. Тем не ме­нее, в числе взглядов на его генезис нужно особо выделить истори­ческую теорию, представители которой рассматривают право не как результат деятельности государства, а как продукт «народного духа» - обычаи, традиции, складывающиеся в течение длительного времени, которые государство должно отслеживать и наиболее рациональ­ные из них закреплять в качестве общеобязательных правил пове­дения (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.); примирительную тео­рию, которая гласит, что право возникло как средство упорядочения (примирения) отношений между враждующими родами (Г. Берман, Э. Аннерс); регулятивную теорию, связывающую происхождение права как универсального инструмента для установления одинако­вого порядка отношений в обществе.

Современные теории права. Право основывается и держится на трех составляющих: правовых идеях (правовом сознании), правовых нормах (правовых предписаниях) и правоотношениях (обществен­ных отношениях, имеющих юридическую природу). Исходя из это­го, типы юридического мировоззрения, в основном, могут выра­жаться в нижеследующих видах правопонимания (современных теориях права).

Теория естественного права (естественно-правовой, философ­ский подход) основана на верховенстве идеи права (Аристотель, Г. Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.). Сторонники естественно-правовой теории исходят из того, что на­ряду с юридическими нормами, установленными государством в виде законодательства (позитивного права), имеется право естественное, т.е. совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека; прав, которые принадлежат человеку от рождения (либо в силу происхождения); прав, неотчуждаемых и неотъемлемых ни при ка­ких условиях, - право на жизнь, на свободу, личную неприкосно­венность, на частную собственность, на нормальные условия жиз­ни, на общение с себе подобными и др. Право - это совокупность самодовлеющих нравственных ценностей.

Нормативистский (позитивистский) подход (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, X. Кельзен) основан на признании приоритета норм. Право рассматривается в его «чистом виде» как объективно­логическая собственно юридическая конструкция совершенно неза­висимая от социального, исторического, политического и психологи­ческого содержания; как совокупность норм, правил поведения, соз­даваемых государством и им же охраняемых. Следовательно, право выражено только в законодательстве (в законе), вне законодатель­ства нет права.

Социологическое направление права (реалистическая школа права) базируется на том, что в основе лежит приоритет общественных от­ношений (деятельное начало в праве). Основоположники этой тео­рии (Л. Дюги, Э. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, К. Ллевеллин, С.М. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др.) считали, что право - это не то, что выражено в законах, а то, что есть в действительности, в практике. Право заключается не в норме, а в действии («без практи­ки нет права»). Право рождается в суде, сам же судья имеет широ­чайшие рамки своего усмотрения. Он может решить конкретное дело с минимальным использованием положений материальных юриди­ческих норм, основываясь лишь на общих принципах права и своем жизненном опыте, однако следуя строгим процедурным правилам.

Отмеченные естественно-правовой, нормативистский и социо­логический типы правопонимания являются основными, но имеет­ся еще несколько правовых школ, которые основываются на каж­дом из них.

Солидаристское направление или социальная концепция права (Л. Дюги) рассматривает его как средство достижения гармонии между различными сотрудничающими группами людей в области по­литики, экономики, морали и т.д. (социальная солидарность) и как средство охраны и защиты этой гармонии. Примером может служить понимание права в так называемом «корпоративном государстве».

Психологическая теория права (Л. Петражицкий, Г. Тард) на первый план выдвигает мотивационно-психологические установки личности. «Право - это не то, что есть, а то, как человек относится к имеющемуся праву (закону)». Право позитивное тождественно праву интуитивному. При этом право интуитивное (подлинное пра­во) является исходным, так как только оно является побуждающим моментом к действиям человека.

Марксистская (материалистическая, классовая) теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) основывается на классовом под­ходе и рассматривает право как возведенную в закон волю господствую­щего класса, формирующуюся под влиянием экономических факто­ров развития общества, и как инструмент поддержания государст­венной власти в его руках. При этом само право представляется исключительно совокупностью действующих в государстве норматив­ных правовых актов, т.е. право и закон полностью отождествляются.

Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) говорит о праве как о продукте народного духа. Право складывается в об­ществе подобно языку в ходе исторического процесса, не зависит от воли государства. Обычаи доминируют над законом. Государству нужно только замечать эти складывающиеся нормы и закреплять их. Так формируется национальное право.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

Глава 9 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Происхождение права, как и происхождение государства, всегда привлекало внимание мыслителей в древности и в более поздние времена. Познание процесса правообразования позволяет познать природу права, его сущность, характерные особенности, выяснить соотношение права и государства, а также с другими социальными явлениями.

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве - теологические .

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии - с правосудием. Именно Богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, - божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского . Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т. е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение. На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие естественный закон . Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что существует Вечный закон , который управляет Вселенной, - это божественный разум, его часть составляет божественный закон, который содержится в Библии. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых - силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы несовершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. В то же время любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма , который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен (1882–1973). По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный.

Их единство определяется духовным началом - Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведения и поступков человека с так называемыми нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга, умножение блага и помогают избегать зла.

Неотомисты акцентируют внимание на идее солидаризма как основы объединения людей в различные формы, полагая, что социальное примирение, социальный мир должны соотноситься при их оценке с божественными предначертаниями, которые являются истинным источником жизни.

Естественно-правовые учения относятся к самым распространенным правовым теориям. По своему содержанию они не однородны, особенно в современных модификациях.

Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат соглашения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимоотношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не все право - искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписаные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Римские юристы наряду с положительным правом, т. е. законами, признавали существование естественного права, которое нередко рассматривали как идеал, к которому должно стремиться положительное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. Но Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначила одних людей быть свободными, а других - рабами, последним быть рабами «и полезно, и справедливо». Однако отношения между рабом и его господином должны быть дружественными, так как они покоятся на естественных началах.

Теории естественного права претерпели серьезные изменения в эпоху Средневековья. Мыслители этого периода исходили из божественного происхождения права.

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII–XVIII вв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ж. -Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А. Н. Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации независимости США (1776), затем в Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) и др.

Уступив на какое-то время свое место исторической школе права, теория естественного права вступила в XX в. в период возрожденного естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы (Германия, Франция, Италия, Австрия), Латинской Америки и Северной Америки.

Теория возрожденного естественного права подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительного права.

Оно не признает вечного, неизменного для всех народов и времен права и полагает, что естественное право исторически меняет свое содержание.

Для возрожденного естественного права характерно возникновение на его базе частных теорий и доктрин. Назовем прежде всего неотомическую теорию , которая уже упоминалась и представителем которой был Ж. Маритен . Она традиционно рассматривается как одно из течений современной естественно-правовой теории и одновременно обоснованно причисляется к теологическим учениям, так как ее исходное начало - божественная воля.

Суть неотомической теории состоит в том, что все должное и сущее проистекает от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Оно существует вечно, но открывается людям по-разному в зависимости от их разума, и с помощью свободной воли человека воплощается в его действиях для достижения целей, выражающих Божью волю.

Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов - свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен», обозначающего явление, постигаемое при помощи чувств). Наиболее ярким представителем этой теории был немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938). В основу происхождения права он кладет представление о так называемых эйдосах - чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определенных) нормативных идеях. Эйдетическое право - разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. А потому норма права не существует без человека как субъекта познания. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно, априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего позитивного права.

Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм - философия существования, образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существования, воплощенного в существовании (лат. слово «экзистенция» - существование) человека. Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер. Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер (1889–1976) считал, что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Юридическая норма представляет собой мертвое, механическое образование, в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.

Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» - разъясняю, т. е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст юридического закона должен «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создается конкретно-историческое право.

Все перечисленные выше направления естественной теории права взаимно переплетаются и дополняют друг друга.

Историческая школа права сформировалась в Германии в противовес теории естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи (1779–1861). Он выступал против игнорирования специфически национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, оно не выдумано людьми. Истоки права надо искать в истории его развития.

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно и служит выражением духа народа , присуще только этому народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя - зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.

Видными представителями исторической школы права были Г. Гуго (1764–1844) и Г. Пуха (1798–1846).

Историческая школа права оказала значительное влияние на становление историко-правовых наук, которые обращались к проблемам протоправа (социальных норм, действовавших в догосударственных обществах), формирования и развития общенациональной идеи, которая создавалась в тот период для объединения немецких земель в единое государство.

Психологическая теория происхождения права исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции. Основоположником психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л. И. Петражицкого (1867–1931). Он полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право , которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном праве, т. е. законодательстве.

По мнению Л. И. Петражицкого, право не есть реальность , оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.

Более того, Л. И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман.

Л. И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутивного характера. Что это означает?

Атрибутивная норма - это переживания чувства правомочия на что-то, а чувство обязанности сделать что-то есть императивная норма.

Право - это переживания человека, которые, с одной стороны, учитывают чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой - чье-либо притязание на осуществление этих действий (либо на воздержание от них), которые предопределены обязанностью. Следовательно, право целиком относится к миру внутренних, чисто субъективных переживаний человека. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями. Для Л. И. Петражицкого характерно чрезмерно широкое толкование и понимание права. Как он писал, правом «оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле». Отсюда включение им в право не только права нормальных и хороших людей, но и права преступных организаций, права, возникающего на почве суеверий, и т. п.

Сторонниками психологической теории были дореволюционные государствоведы Н. М. Коркунов, Ф. Ф. Кокошкин, М. А. Рейснер. У Л. И. Петражицкого немало последователей среди зарубежных юристов, которые всю общественную жизнь понимали как проявление психического начала (Г. Тард, Ф. Уолрд). По теории Г. Тарда, законом, определяющим развитие общества, является закон психологического подражания. Право создается господствующими классами для того, чтобы низшие классы подражали высшим.

В известной мере на психологической теории основывалось учение известного австрийского психиатра З. Фрейда. Он пытался объяснить индивидуальную жизнь человека и все социальные процессы с позиции подсознательных инстинктов , полагая, что бессознательное является определяющим фактором поведения и всей жизни человека.

Таким образом, психологическая теория считает возможным внегосударственное возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая культура народов.

Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее - возникновение права неразрывно связано с образованием государства. А поскольку они возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затем и частной собственности привело к расколу общества на антагонистические классы. В результате первобытные обычаи оказались не приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы классовым регулятором общественных отношений.

Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право.

Марксистская теория выделяет два пути правообразования:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права. При этом государство снабжает обычаи принудительной санкцией;

2) правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Эти нормы были направлены на то, чтобы обеспечить классовое господство, и поддерживаются принудительной силой государства.

Согласно марксистской теории право жестко привязано к государству и подчинено ему. Оно служит его инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права - принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти.

Подытоживая изложенный материал о происхождении права, можно сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при этом отдельные факторы нередко преувеличиваются.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

Глава 2. Предмет науки теории государства и права Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. В общем виде можно сказать,

Глава 3. Метод науки теории государства и права Значение методологии применительно к любой науке - добывание и истолковывание фактов для последующего применения их в процессе развития науки. Современная наука предъявляет большие требования к методам, вследствие чего

Глава 4. Место теории государства и права в системе общественных наук Появление социальных наук тесно связано с современным миром и его требованиями эмпирического познания общества. Социальные науки играют важную роль в обществе - в политике, в средствах массовой

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 2.1. Теории происхождения государства и права Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и

Глава 2. Методы теории государства и права § 1. Значение методологии в познании государства и права Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали

§ 3. Основные теории происхождения государства Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.Теологическая теория является одной из самых

Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА

2.6 Другие теории происхождения государства Выше отмечалось, что кроме потестарной теории, объясняющей причины происхождения государства, существуют и иные концепции.Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» - бог и «логос» - учение,

Глава 9 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА Происхождение права, как и происхождение государства, всегда привлекало внимание мыслителей в древности и в более поздние времена. Познание процесса правообразования позволяет познать природу права, его сущность, характерные

Глава 2. Теории происхождения государства 2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и праваВопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На

Глава II Вопросы теории государства и права § 10. Государство, его признаки и формы Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства,

Глава 2. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ В МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА 1. Понятие метода науки.2. Основной путь исследования правовых явлений.3. Применение законов и категорий материалистической диалектики при изучении права.4. Возможность применения общенаучных

В результате изучения данной главы студент должен:

знать природу и сущность права, его функции в современном обществе; систему и источники права; особенности различных видов юридической ответственности; специфику правовых систем и правовых семей, существующих в мире;

уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

владеть современной терминологией в области правоведения; культурой правового мышления; способностью к восприятию и анализу информации, постановке цели и выбору законных путей ее решения; способностью оценивать социальные и правовые условия осуществления предпринимательской деятельности.

Понятие права

Вопрос о понятии и сущности права носит во многом мировоззренческий характер. Этот вопрос очень важен для любого юриста, поскольку тот или иной ответ на него определяет отношение человека к юриспруденции и формирует понимание юристом своего места и своей цели в профессии.

Различные теоретико-правовые концепции дают различные определения права. Обобщая эти подходы, под правом следует понимать систему социальных норм, имеющих общеобязательный характер и обеспеченных государственным принуждением.

Выделяют две основные функции права – регулятивную и охранительную. Регулятивная функция осуществляется путем закрепления в нормах права правил оптимального функционирования общественной жизни, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. Охранительная функция обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств. Эта функция осуществляется путем запрещения общественно опасных деяний, а также применения юридических санкций к правонарушителям.

Существует несколько основных направлений в правоведении, коренным образом отличающихся своим взглядом на сущность права.

Позитивно-правовая школа, представленная такими исследователями, как Г. Ф. Шершеневич, Г. Кельзен, Г. Харт, понимает право как совокупность норм (правил поведения в обществе), созданных либо санкционированных государственной властью и обеспеченных силой государственного принуждения . Данная теория проводит четкую дифференциацию между нормами права и иными социальными нормами, видя главный критерий их различия в наличии или отсутствии государственной защиты. С точки зрения сторонников позитивно-правовой теории, термины "право" и "законодательство" являются если не тождественными, то, во всяком случае, очень близкими по содержанию. Такое понимание права, несмотря на его кажущуюся очевидность, нередко вызывает у самих сторонников данного направления вопросы следующего характера: можно ли считать правом недействующие нормы, неисполнимые нормы, нормы абсурдного или аморального содержания? Тем не менее именно позитивно-правовую школу можно считать на сегодняшний день доминирующей не только в России, но и в мире.

Естественно-правовая школа , наиболее известными представителями которой являются Д. Локк и Т Джефферсон, исходит из постулата о том, что любой человек от рождения наделен определенными субъективными правами, исходящими не от государственной власти, а обусловленными принадлежностью лица к человеческому роду. Обычно к числу таких прав относят право на жизнь, право на свободу и право на собственность. Все общественные явления, соответствующие естественным правам человека, относятся сторонниками данной школы к разряду "правовых" явлений. И наоборот, все то, что противоречит естественным правам человека, посягает на них, относится к категории явлений "неправовых", "антиправовых". Важным является то, что естественно-правовая школа проводит четкую границу между понятиями "право" и "закон". Исходя из логических предпосылок, указанных выше, закон, принятый государственной властью, может быть как "правовым", так и "неправовым", в зависимости от его содержания.

Марксистская доктрина (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) определяет право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса. Данное понимание возвращает нас к учению о классовой борьбе и сводит право к инструменту, с помощью которого класс эксплуататоров (рабовладельцев, феодалов, буржуа) защищает свои интересы в общественной жизни. Следовательно, по мысли авторов данной теории, право в классовом обществе всегда или почти всегда способствует угнетению эксплуатируемых и ущемлению их экономических и политических интересов.

Психологическая школа (Л. И. Петражицкий) рассматривает право как совокупность особого рода человеческих эмоций, связанных, с одной стороны, с осознанием лица своей обязанности действовать определенным образом и, с другой стороны, с осознанием ожидания подобного поведения как должного другими членами общества (так называемые "императивно-атрибутивные эмоции"). Такой подход позволяет считать право индивидуальным явлением, содержание которого может быть различным применительно к каждой отдельной личности или к каждой конкретной группе лиц.

Теория "солидаризма" (Л. Дюги), являющаяся одним из направлений социологической правовой школы, в противовес марксизму считает право явлением, возникновение которого напрямую связано со стремлением людей (различных как по мировоззрению, так и по устремлениям) к гармоничной и справедливой совместной жизни в обществе. Сторонники данной теории полагают, что "правовым" является все то, что соответствует идее социальной солидарности, а "неправовым" является все то, что этой идее противоречит. Правоведение рассматривается здесь как наука, призванная анализировать общественные отношения, их закономерности на том или ином этапе развития общества с целью выявить те из них, которые соответствуют идее "социальной солидарности", и закрепить их посредством закона . Подобное понимание права хорошо перекликается с классическим определением, известным со времен Древнего Рима, в соответствии с которым право понималось как "искусство добра и справедливости".

В зависимости от понимания сущности права возможно несколько вариантов ответа на вопрос о том, как соотносятся государство и право. Наиболее распространенными являются два подхода. Первый опирается на позитивистское понимание происхождения права как порождение государства. Появление государства потребовало создания новых регуляторов общественных отношений. Таким регулятором и выступило право. Поэтому само появление права обязано государству, оно производно от него и без него существовать не может.

Другой подход опирается на естественно-правовой тип правопонимания и признает государство и право относительно самостоятельными институтами общества. Государство формулирует право, но не формирует его. Создавая законы, государство закрепляет в них естественное право, но не творит право. В соответствии с данным подходом право выступает наиболее эффективным социальным регулятором, так как лишь за правом стоит сила государственного принуждения, а государство выступает как механизм, закрепляющий, охраняющий и восстанавливающий справедливость, выраженную в праве. Но государство оказывается связанным правом. Так, например, ст. 2 Конституции РФ указывает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.