Статья о труде в конституции рф. Конституция Российской Федерации (РФ)

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, также право на защиту от безработицы».

Хотя в связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. некоторые ученые утверждают, что Конституция за­крепляет не право на труд, а лишь право на труд в условиях, от­вечающих требованиям безопасности и гигиены 1 , либо оно транс­формируется в право на защиту от безработицы 2 , и выступают за возвращение в текст Конституции права на труд 3 .

Важной гарантией права граждан на труд является институт трудоустройства.

1 Сыроватская Л. А. Трудовое право. М, 1995. С. 44-45.; Конституция Рос­сийской Федерации: Комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батури­на, Р.Г Орехова: М., 1994. С. 21.

2 Рожников Л. В. Трудовые договоры специальных субъектов трудового права

М., 1999. С. 36-37.

3 Рожников Л. В. Указ. раб. С. 40; Морозов П. К Сравнительный анализ правового регулирования проблем занятости и трудоустройства в РФ и США. М., 1997. С. 71.

Определяя возможные направления государственной политики в отношении лиц с семейными обязанностями в сфере труда, Конвенция Международной организации труда № 156 предусмат­ривает, что трудящимся с семейными обязанностями, выполняю­щим или желающим выполнять оплачиваемую работу, должна обеспечиваться возможность осуществлять свое право на свобод­ный выбор работы, не подвергаясь дискриминации (ст. 3 Конвен­ции).

Осуществляя свое право на труд, гражданин, желающий рабо­тать, оформляет свои трудовые отношения с соответствующим работодателем путем заключения трудового договора.

Нормы российского трудового права запрещают дискримина­цию в сфере труда. В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудо­вых способностей.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свобо­дах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, иму­щественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убежде­ний, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от. других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Итак, заключение трудового договора с лицами с семейными обязанностями должно осуществляться только в соответствии с их деловыми качествами и требованиями данного вида труда.

Как мы видим, законодатель дал исчерпывающий перечень оснований дискриминации при реализации гражданами их права на труд. Однако если обратиться к положению Трудового кодекса, а также ч. 2 с. 19 Конституции Российской Федерации, то пере­чень оснований, по которым не допускается дискриминация, бо­лее широкий и не является исчерпывающим. Исходя из этого и имея в виду, что с определенными трудностями при поиске рабо­ты

граждане сталкиваются именно из-за своего семейного поло­жения, было бы целесообразно дополнить перечень, данный в названном Законе, таким основанием, как семейные обязанности.

Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определены категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В частности, к ним относятся: граждане, имею­щие на содержании лиц, которым по заключению уполномочен­ного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несо­вершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признанны безработными; жены (мужья) военнослужа­щих (п, 2 ст. 5 Закона).

Для них государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации целевых программ содействия за­нятости, создания дополнительных рабочих мест и специализиро­ванных организаций, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специаль­ным программам и другими мерами (п. 1 ст. 11 Закона).

Представляется, что одной из гарантий могла бы стать норма, обязывающая работодателя при подборе кадров отдавать предпоч­тение лицам с семейными обязанностями, если они обладают одинаковыми квалификационными данными с другими претен­дентами на рабочие "места, наряду с гражданами, для которых ра­бочие места квотированы в установленном порядке.

Позиция Н. Н. Шептулиной, которая пред­лагает учесть в трудовом законодательстве норму Рекомендации Международной организации труда № 166 «О прекращении тру­довых отношений» (1982 г.), согласно которой трудящимся, чьи трудовые отношения прекращены по причинам экономического, технологического, структурного или иного аналогичного характе­ра, должно предоставляться определенное преимущество перво­-

очередного обратного приема на работу, если предприниматели вновь нанимают работников аналогичной квалификации и если трудящиеся в определенный срок после увольнения выразили же­лание возвратиться на прежнее место работы.

При закреплении данного положения в Трудовом кодексе РФ можно было бы предусмотреть, что при обратном приеме работ­ников лица с семейными обязанностями должны приглашаться на работу в первую очередь 1 .

В целях удовлетворения потребностей в высококвалифициро­ванных кадрах предприятий, учреждений и организаций преду­смотрена контрактная подготовка специалистов с высшим и сред­ним профессиональным образованием из числа лиц, обучающих­ся за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако для студентов, заключивших кон­тракт с учебным заведением, предусмотрен льготный порядок ос­вобождения от заключения и исполнения контрактов в связи с наступлением семейных обязанностей, а именно:

При наличии одного из родителей или супруга (супру­ги) - инвалида первой или второй группы, если работа предостав­ляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

Для жен (мужей) военнослужащих офицерского и начальствующего состава, прапорщиков, мичманов и других военнослу­жащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации, органах Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации и других Федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы их мужей (жен);

Для беременных и имеющих ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент

1 Щептулина Н. Н. Законодательное, обеспечение работникам условий для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат. 1998. №1. С. 8.

окончания учебного заведения, если работа предостав­ляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации запрещается отказывать в заключении трудового договора женщи­нам по мотивам, связанным с беременностью или наличием де­тей (п. 3 ст. 64 ТК РФ).

Отказ в приеме на работу лиц с семейными обязанностями может быть обжалован в суд. Признав незаконным отказ работ­нику в приеме на работу, суд выносит решение, обязывающее ра­ботодателя заключить с ним трудовой договор.

Нарушение данной нормы может повлечь за собой также уго­ловную ответственность, установленную ст. 145 Уголовного кодек­са Российской Федерации 1 , за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам, и наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязатель­ными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти ча­сов.

Подобная защита должна быть не только у женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, но и у мужчин.

Хотя, к сожалению, данная норма практически не дает (ре­альных) гарантий для работников. Практика почти не встречает случаев, чтобы администрация при отказе в приеме на работу женщин сообщала им в письменной форме причины отказа со ссылкой на беременность и их материнство.

1. Конституция в статье 37 провозглашает право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку. Основой для включения в Конституцию РФ положений, закрепляющих право на свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда, стали международные документы. Гарантии данного положения Конституции можно найти и в Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ и Арбитражном кодексе РФ, ответственность за их нарушение предусмотрена в Уголовном кодексе РФ. Тем не менее положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так, требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог обеспечивать достойное существование человека, для РФ с ее нестабильной экономикой пока невыполнимо.

2. Согласно части 2 статьи 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Также к принудительному труду относятся нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

3. В России принудительный труд запрещен, но ранее в социалистическом обществе тунеядство было наказуемым деянием. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнить определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д. Тем не менее произвола здесь быть не может — законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы.

4. Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала конвенции Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены.

5. Минимальный размер оплаты труда (общепринятая аббревиатура — МРОТ) — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. На данный момент МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (часть 1 статьи 133 ТК РФ).

6. Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы — социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т.д. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В соответствии с данным Законом государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

— объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

7. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Порядок рассмотрения споров регулируется главами 60 и 61 ТК РФ.

8. Конституцией в пункте 4 статьи 37 признается право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. В соответствии со статьей 409 ТК РФ, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Забастовка — прерогатива работников, представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Однако для соблюдения законности должен соблюдаться определенный порядок объявления забастовки и другие предусмотренные законодательством условия. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ, предусмотренных законом. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. Работодатель в свою очередь предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

В решении об объявлении забастовки указываются:

— перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

— дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

— наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

— предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.

9. В связи с возможными неблагоприятными последствиями забастовок законодатель подробно регулирует случаи, при которых забастовка не допускается. В соответствии со статьей 413 ТК РФ признаются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Также забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

10. Каждый имеет право на отдых. Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. ТК РФ относит к видам времени отдыха перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска. В соответствии с ТК РФ работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее время. Конкретное время обеденного перерыва (его начало и окончание), а также других перерывов в течение рабочего дня (на обогрев в холодное время года для лиц, работающих на открытом воздухе, перерывы между производственными операциями лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работе с компьютерной и множительной техникой, для занятия производственной гимнастикой и т.д.) устанавливается в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия.

11. Предоставление выходных дней в неделю является обязательным для администрации. Общим выходным днем считается воскресенье. По общему правилу при пятидневной рабочей неделе выходными являются суббота и воскресенье, при шестидневной неделе — воскресенье. При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Лицам, работающим в условиях шестидневной рабочей недели или других режимов, при которых субботние дни, совпадающие с праздничными, являются рабочими, перенос выходных дней не производится. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов.

12. Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Правом на ежегодный оплачиваемый отпуск обладают все лица, работающие по трудовому договору на предприятиях и в организациях, относящихся к любым формам собственности, независимо от степени занятости, места выполнения трудовых обязанностей, занимаемой должности или выполняемой работы, срока трудового договора и формы оплаты труда. Временные и сезонные работники имеют право на оплачиваемый отпуск наравне с другими работниками. Однако в связи с ограничением срока трудового договора этих категорий работников (до 2, 4 месяцев — временные, до 6 месяцев — сезонные) практически реализовать свое право на отпуск они не могут. Вместо отпуска они получают денежную компенсацию пропорционально отработанному времени.

В современных условиях глобализации, которые характеризуются открытием мировых рынков, обострением конкурентной борьбы, ускорением технологических и структурных изменений, а также революцией в информационных технологиях, на мир труда и трудовое законодательство оказывают влияние еще в большей мере, чем в предыдущие годы, международные нормы и международная нормотворческая политика в сфере труда.

Подписание и ратификация государством основополагающих международных актов и соглашений в социально-трудовой сфере должна иметь цель – построение действенной национальной системы защиты трудовых прав граждан. Государство, декларирующее свою социальную направленность, должно ответственно подходить к выполнению всех требований ратифицированных конвенций и принятых на себя обязательств по обеспечению стандартов реализации неотъемлемого права граждан на труд.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 1 ст. 10 Трудового кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В свою очередь в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека каждому человеку гарантируется право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Это неотъемлемые и неотчуждаемые социально-трудовые права человека являются юридически обязательными, общепризнанными международными нормами. В статьях 6, 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее получение возможности зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом в справедливых и благоприятных условиях, обеспечивающих удовлетворительное вознаграждение для самих работников и членов их семьи. Перечисленными международными нормами следует руководствоваться при определении права на труд на территории Российской Федерации. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» прямо предписано руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Следовательно, на территории Российской Федерации должно гарантироваться право на труд.

Однако в Конституции РФ 1993 г. не закреплено право на труд как получение гарантированной работы. В части 1 ст. 37 сказано: труд свободен, ч. 3 данной статьи определила право на труд: во-первых, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; во-вторых, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; в-третьих, право на защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ в ч. 2 ст. 2 определяет свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

В современных условиях развития российского государства ценность этого права возрастает. Задачи рационального и экономического использования трудовых ресурсов непосредственно связаны с правом на труд и должны решаться с учетом необходимости его реального обеспечения. Право на труд является в конечном итоге предпосылкой для существования всех других трудовых прав и находится на первом месте. После него идут право на отдых, на здоровые и безопасные условия труда, на участие в управлении предприятием. Право на труд является важной предпосылкой права на материальное обеспечение за счет средств государства в порядке государственного социального страхования в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Шарль Фурье говорил, что без этого права все остальные права превращаются в нули. И хотя право на труд необходимо для людей во многих отношениях, основным социальным назначением его является все же обеспечение занятости, предоставление людям работы и средств существования.

Право на труд предполагает не только право на получение работы, но и право на ее сохранение.

«Право человека на труд» – это категория, отражающая человеческую потребность в труде, существующую как в форме идеи требований человека к обществу, государству, так и в форме законодательно закрепленных возможностей по удовлетворению этой потребности.

Труд является личным неотчуждаемым благом человека, при этом необходима правовая охрана государством трудовых прав. Праву на труд корреспондирует обязанность государства предоставить гражданам работу, обеспечить их занятость. Являясь социальным (ст. 7 Конституции РФ), государство взяло на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Политика социального государства направлена на создание юридических, организационных, экономических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандарта развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение и т. п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование. Все это возможно достичь только в процессе труда.

Посредством труда удовлетворяются человеческие потребности, он является источником благосостояния, нормирует и контролирует оборот «человек–природа», он основа социального развития и фактор, способствующий прогрессу общества, труд формирует социальные свойства человека и тем самым развивает общество, труд поддерживает свободу человека.

Впервые право на труд было закреплено в Кодексе законов о труде РСФСР 1918 г. (в виде трудовой повинности ст. 1, ст. 10), где были заложены такие важные идеи правового обеспечения права на труд, как предоставление гражданину работы (ст. 15–17), соответствующей его специальности; стабильность обусловленной в трудовом договоре работы; ограничение возможности увольнения работника по инициативе администрации перечнем оснований; участие профсоюзной организации в принятии администрацией решений об увольнении работников. В статье 12 Конституции СССР 1936 г. право на труд закреплено в виде обязанности трудиться, в ст. 118 говорится: граждане СССР имеют право на труд, т. е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных рисков и ликвидацией безработицы. Дальнейшее развитие право на труд получило в Кодексе законов о труде 1922 г. и 1971 г., Конституции СССР 1977 г., в ст. 40 (граждане СССР имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей). Это право обеспечивалось социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Максимальное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство составляло одну из актуальных задач социалистического государства в период развернутого строительства коммунизма. Провозглашалось участие всех трудоспособных граждан в труде с тем, чтобы способности каждого человека учитывались с наибольшей пользой для народа.

Право на труд имело величайшее значение как основное субъективное право советских граждан. Именно в таком его качестве оно было провозглашено и закреплено в Конституции СССР. Будучи важнейшим элементом правового статуса советских граждан, право на труд определило и их правовое положение. Правовой статус характеризует гражданина как личность, обладающую всей полнотой самых демократичных в мире прав, поскольку статус отражает действенное положение личности.

Предоставление гражданам права на труд и установление обязанности социалистических организаций принимать их на работу не означает, что тем самым между ними возникают правовые отношения. В данном случае можно говорить о реальной возможности гражданина осуществлять право на труд в конкретном правоотношении с той или иной социалистической организацией.

Существование установленных законом субъективных прав и обязанностей вне правоотношения свидетельствует о том, что они как элементы правового статуса находятся в обладании субъектов. Такое их положение не означает, что они исключены из фактических общественных отношений вообще. Поскольку права и обязанности, предоставленные законом определенным субъектам, находятся в их обладании, с ними не могут не считаться другие лица и органы, которые согласуют свое поведение с существованием указанных прав и обязанностей.

Право на труд как элемент правового статуса советского гражданина может быть правильно понято, если его рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: как наличное субъективное право, которое еще не реализовано в правоотношении; как реализуемое в правоотношениях субъективное право. Реализация права на труд заключается в установлении трудовых правоотношений гражданина с определенной организацией.

Содержание субъективного права на труд в трудовом правоотношении включает в себя следующие правомочия граждан:
1. Реально выполнять работу по обусловленной специальности, квалификации, должности в конкретном предприятии и получать вознаграждение по количеству и качеству затраченного труда;
2. Требовать обеспечение работой по обусловленной специальности, квалификации, должности;
3. Требовать оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством (в случае нарушений условий оплаты труда);
4. Требовать нормальных условий оплаты труда, соответствующих технике безопасности и гигиены.

Субъективное право является не свободой в рамках закона, а гарантированной законом свободой. Оно предоставляет личности юридические гарантии возможности свободы поведения.

Свобода труда заключается в том, чтобы каждому было обеспечено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, т. е. добровольно и самостоятельно решать вопросы о своей деятельности, что и закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда. Статья 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяет их как условия труда, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а ст. 220 ТК РФ гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда – жизненно важное условие достойного труда.
Государственная деятельность в сфере охраны труда призвана создавать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 210 ТК РФ). Обеспечение же безопасных условий и охраны труда – обязанность работодателя (ст. 22, 212 ТК РФ). Работодатель должен направлять собственные средства на финансирование работ по созданию средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов, на снижение профессионального риска, на профилактику несчастных случаев и профзаболеваний. Однако это требует капитальных вложений в основные производственные фонды, что не всегда соответствует экономическим интересам субъектов хозяйственной деятельности. Тем более обязанность по выплате возмещения вреда жизни и здоровью работников, который причинен в процессе трудовой деятельности, возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации, а работодателю достаточно уплатить страховой взнос, что позволяет в свою очередь недобросовестно относиться к нормам по охране труда.

В целях обеспечения требований по охране труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, либо индивидуальный предприниматель лично принимает на себя эти функции или приглашает по гражданско-правовому договору специалиста в этой области (ст. 217 ТК РФ), что не всегда возможно из-за недостатка квалифицированных специалистов или удаленности предприятия. Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников (насколько они будут соответствовать требованиям закона, неизвестно) с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. А работодателям – физическим лицам как применять данные нормы?

В результате несчастных случаев в России на производстве ежегодно гибнет около пяти тысяч человек, более двадцати тысяч становятся инвалидами и десятки получают профессиональное заболевание. Это говорит о неэффективности государственного регулирования в сфере охраны труда и нарушении составной части права на труд. Наверное, повышение административного штрафа и уголовной ответственности уменьшило бы этот показатель.

Нарушение права на труд мы видим и в оплате труда. Человек своим трудом зарабатывает себе средства на существование, с этим связано право на труд как основа трудового права. Работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должны получать зарплату в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством (ст. 147 ТК РФ), ст. 148–154 ТК РФ определяют особый (повышенный) размер оплаты труда. Оплата труда работника – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Статья 133 ТК РФ устанавливает минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (чего на сегодняшний день нет), ст. 130 определяет его как государственную гарантию.

Гарантии по оплате труда у всех работников, независимо от условий труда, одинаковы – 4611 рублей, а все потому, что ст. 29 ТК РФ в понятие заработной платы включила ее переменную часть – компенсационные и стимулирующие выплаты, что в свою очередь не дает дифференцированного подхода к ее выплате. Величина минимальной заработной платы является производной от уровня жизни и должна быть инструментом социальной защиты работников как более слабого звена в системе трудовых отношений.

На сегодняшний день шахтер, занятый на подземных работах, ежечасно рискующий своим здоровьем и жизнью, врач, непосредственно оказывающий помощь больным СПИДом, и секретарь в «теплом» офисе имеют одинаковую оплату труда.

Стимулирующие выплаты устанавливаются в зависимости от рентабельности организации; размеры и виды этих выплат устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах исходя из финансовых возможностей организации. Следовательно, включение стимулирующих выплат в МРОТ не правильно, также не должны включаться социальные выплаты, районные коэффициенты, коэффициенты за пустынность, безводность и высокогорность местности, а также процентные надбавки за стаж работы в северных и восточных районах.

Целесообразно законодательно закрепить порядок установления МРОТ в процентах от величины территориального прожиточного минимума трудоспособного населения, так как прожиточный минимум в зависимости от регионов везде разный.

Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). В статье 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень (о каком достойном жизненном уровне можно говорить с таким размером заработной платы?) для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни.

Данное положение относится и к потере работы, безработице. Государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

Какой может быть личная свобода у безработного, который ходит голодным и не находит применения своему труду? Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не должен переживать за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб.

Согласно статье 1 Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г. в качестве главной цели Россия должна проводить активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эту политику считают средством обеспечения на практике осуществления права на труд, а всестороннее признание государством права на труд следует связывать с осуществлением экономической и социальной политики.

По состоянию на сентябрь 2011 г. безработица составила 1 млн. 294 тыс. 291 человек. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Министерства здравоохранения и социального развития России. Ведомством получена информация о высвобождении работников 109884 организаций из всех регионов Российской Федерации.

Причинами безработицы являются: научно-технический прогресс, низкая заработная плата, которую в соответствии с МРОТ устанавливает работодатель, недостаточная квалификация работников.

Безработица – неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.

Для восстановления равновесия на рынке рабочей силы необходимо направить государственную политику на смягчение действия неблагоприятных факторов, связанных с функционированием рынка труда, предотвращение роста безработицы, исключение причин, порождающих безработицу. Первое место занимает создание рабочих мест, возможности работника реализовать свое право на труд.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что ч. 3. ст. 37 Конституции РФ (каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы) не реализуется и не соблюдается. В силу права на труд каждый трудоспособный гражданин, не находящий себе работы в частном секторе, может требовать работу у государства, так как обязанностью государства, предоставившего право, является его реализация. Имеет ли человек это право?

От эффективности обеспечения и реализации права на труд зависит общая положительная социальная динамика нашего развития. Лучшая цена на товары для домашних животных в Санкт-Петербурге. Купить товары для домашних животных от крупных поставщиков быстро и удобно.

Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими...

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Судебная практика по статье 37 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ17-28, Апелляционная коллегия, апелляция

    Утверждение административного истца о нарушении пунктом 13 Порядка его прав, гарантированных статьями 27, 37 Конституции Российской Федерации, несостоятельно, поскольку, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, оспариваемое предписание не ограничивает свободу его передвижения, равно как и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию...

  • Предпринимателем не указан и судом не установлен федеральный закон, относящий данное дело к компетенции арбитражных судов. Кроме того, заявитель ссылается на несоответствие оспариваемой нормы Закона № 221-ФЗ части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации. Между тем подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов разрешает Конституционный Суд Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-14826/13, Высший арбитражный суд, первая инстанция

    Заявление индивидуального предпринимателя Ирхина Дениса Николаевича (г.Белогорск Амурской области) от 25.09.2013 о признании подпункта 4 пункта 7 статьи 29 Закона № 221-ФЗ не соответствующим части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации и не действующим оставить без движения. 2. Предложить заявителю в срок до 18.11.2013 устранить допущенные нарушения, представив свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя...

+Еще...

Частотные связи статьи 37 Конституция РФ с другими правовыми нормами:

Распечатать

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Содержание главы

Публикации в прессе:

10 ноября

17:30 Судебная практика: очередной, учебный и декретный отпуск

27 сентября

11:00 Судебная практика по соблюдению процессуальных сроков

28 августа

16:55 Судебная практика: трудовые споры с руководителями

22 августа

09:24 Отказ в работе по признаку места проживания - дискриминация

11 апреля

16:22 Споры с участием директоров организаций: судебный обзор