Что ждать предпринимателям от новых налоговых комиссий. Вызвали на комиссию по низкой зарплате сотрудников: готовимся основательно

Уже около двух лет в большинстве российских регионов действуют так называемые зарплатные комиссии или комиссии по легализации заработной платы. Принцип их работы прост: руководителя компании приглашают в налоговую инспекцию или на заседание такой комиссии, где настоятельно рекомендуют повысить заработную плату сотрудникам до среднего регионального уровня.

Из нашей статьи вы узнаете, насколько правомерна деятельность таких комиссий и какими полномочиями они обладают на самом деле.

Каков статус зарплатной комиссии

Правовой статус зарплатной комиссии нигде четко не определен. Как правило, такие комиссии действуют на основании распоряжений местных властей. Например, в Москве подобная межведомственная комиссия действует на основании распоряжения Правительства г. Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП.

Сами налоговики в официальной переписке также весьма осторожно высказываются по поводу действия подобных комиссий. Так, из письма УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418 мы можем лишь узнать, что «налоговые органы Москвы осуществляют мониторинг всех организаций города, выплачивающих низкую заработную плату. При этом вопросы увеличения налогооблагаемой базы по «зарплатным» налогам решаются путем заслушивания руководителей организаций на специальной комиссии…».

Списки кандидатов для вызова на зарплатные комиссии, как правило, составляют специалисты регионального УФНС и затем спускают их в инспекции.

Большинство экспертов отмечают, что работа межведомственных зарплатных комиссий находится вне рамок налогового контроля и не имеет легитимных основ. Несмотря на это многие работодатели признают, что у налоговиков имеются административные ресурсы, которые могут быть задействованы в отношении работодателя, не желающего прислушиваться к требованиям зарплатной комиссии. Так, если компания откажется выполнять требования комиссии, налоговики могут:

– назначить в этой фирме выездную налоговую проверку;

– включить эту компанию в перечень недобросовестных организаций;

– потребовать от местных властей пересмотреть для этой организации ставки арендной платы муниципального имущества и т. п.

Комиссия также может передать материалы по несговорчивой компании в ведомства, которые могут проводить проверки деятельности предпринимателей и организаций (например, в УВД, прокуратуру, ФСС России и т. п.). В компании может быть организована проверка от каждого из этих ведомств, целью которой будет выявить хоть какие-то нарушения, касающиеся уже не только уровня оплаты труда.

Однако официальных способов оштрафовать фирму, если ее руководство отказывается сотрудничать с зарплатной комиссией, у налоговиков практически нет. Расскажем, почему.

Официальных способов оштрафовать фирму, если ее руководство отказывается сотрудничать с зарплатной комиссией, у налоговиков практически нет

Что будет, если вы не придете на комиссию

Должностных лиц компании, которые пренебрегли приглашением на зарплатную комиссию, налоговики пытаются привлекать к ответственности по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях. На языке КоАП РФ неявка на комиссию – это «неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль». Штраф – от 1000 до 2000 рублей.

Имейте в виду: такой штраф может быть наложен и взыскан только через суд. Налоговые инспекторы вправе лишь составить протокол о выявленном нарушении (подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и передать документ мировому судье, который и примет решение о привлечении должностного лица к ответственности (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Однако абсолютное большинство экспертов не видят возможности привлечь руководителей компаний или предпринимателей за неявку на заседания межведомственных зарплатных комиссий к административной ответственности. Дело в том, что межведомственная комиссия является не контролирующим, а координирующим органом. Следовательно, она не обладает полномочиями давать распоряжения и предъявлять требования, обязательные для выполнения, а ее решения носят только рекомендательный характер.

Зарплатная комиссия является не контролирующим, а координирующим органом. Значит, она не обладает полномочиями предъявлять требования, обязательные для выполнения, а ее решения носят только рекомендательный характер

Как показывает практика, во многих регионах штрафовать должностных лиц компаний за неявку на комиссию пока не удается именно на этом основании: мировые судьи, как правило, просто не видят в подобных действиях налогоплательщиков признаков административного правонарушения.

Тем не менее должны предупредить: есть и отдельные примеры противоположных судебных решений. Так, например, судьи ФАС Дальневосточного округа признали, что вызов компании на комиссию не нарушает «права и законные интересы общества, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий» (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

Таким образом, идти на зарплатную комиссию или проигнорировать приглашение, решать вам. Если же вы все-таки примете решение посетить заседание комиссии, советуем заранее подготовиться к этому визиту. И прежде всего продумать, как вы будете отвечать на вопросы налоговиков. О том, что это за вопросы и какие ответы помогут вам избежать проблем, читайте на стр. ХХХ.

Что будет, если вы не выполните требований зарплатной комиссии

Вопрос, который интересует руководителей и бухгалтеров компаний прежде всего: что будет, если предприятие откажется повысить зарплату до среднеотраслевого уровня?

Скажем сразу: официально применить какие-либо санкции в административном порядке налоговики в данном случае не смогут. Дело в том, что административная ответственность не может быть применена, если зарплата работнику выплачивается в размере:

– указанном в трудовом договоре, заключенном с работодателем;

– не ниже МРОТ, установленного на федеральном уровне или закрепленного в региональном соглашении, если работодатель к нему присоединился.

В самом деле, никто не вправе принудить работодателя назначать работникам заработную плату в повышенном размере, поскольку величина оплаты труда – условие трудового договора, определяемое исключительно соглашением сторон. Единственное ограничение – зарплата должна быть не меньше МРОТ (с 1 сентября 2007 года – 2300 рублей в месяц). И только выплату заработной платы в сумме менее МРОТ следует квалифицировать как нарушение законодательства о труде, которое влечет административную ответственность по статье 5.27 КоАП РФ. Это, пожалуй, единственное законное основание для воздействия на работодателя.

Правда, следует учитывать, что благодаря поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, с 1 сентября 2007 года регионы вправе устанавливать собственный МРОТ. Это делается путем заключения регионального соглашения, проект которого должна разработать трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Такое соглашение распространяется на всех работодателей (ведущих бизнес на территории региона), которые участвовали в его заключении, а также на всех, кто не представил мотивированный отказ присоединиться к нему. Отметим, что если отказ не будет представлен в течение 30 дней с момента официального опубликования соглашения, то работодатель считается присоединившимся к этому соглашению. Значит всем, кто не участвует непосредственно в подписании такого соглашения, необходимо внимательно следить за этим процессом и публикациями в СМИ.

То, что требовать у работодателя повышения зарплаты работникам – необоснованно, вынуждены признать и сами налоговики. Так, в уже упоминавшемся письме УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418 отмечено, что «функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация – полную занятость штатных работников или работу по совместительству».

Реальные проблемы у фирмы могут возникнуть только в том случае, если в судебном порядке налоговики докажут сокрытие заработной платы, а также фактические размеры ее выплаты. В этом случае работодателя ждут штрафные санкции, а также уплата пеней и перечисление в бюджет недоимки по зарплатным налогам.

Реальные проблемы у фирмы могут возникнуть только в том случае, если налоговики докажут сокрытие зарплаты, а также фактические размеры ее выплаты

Если же суммы неуплаченных (неудержанных) налогов превысят критическую величину (в крупном или особо крупном размере), речь может идти и об уголовной ответственности работодателя. В подобной ситуации наказанием может быть:

– для руководителя организации и главбуха, а также других работников, оформлявших первичные документы (пособников), – от штрафа в размере 100 000–500 000 рублей до лишения свободы на срок от одного года до шести лет (ст. 199 УК РФ);

– для работодателя-предпринимателя – от аналогичного штрафа до лишения свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 198 УК РФ).

Однако анализ арбитражной практики показывает, что налоговикам редко удается доказать выплату «серой» зарплаты. Дело в том, что достаточным основанием для доначисления налогов они зачастую считают показания работников. А этого, как правило, бывает недостаточно для того, чтобы суд принял решение в пользу инспекторов. Объяснения, зафиксированные в протоколах допросов свидетелей, должны быть подтверждены иными документами, иначе их нельзя считать объективными доказательствами (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А74-3820/06-Ф02-2728/2007, ФАС Уральского округа от 31 января 2007 г. № Ф09-176/07-С2, от 19 апреля 2007 г. № Ф09-2769/07-С2).

Кроме того, важно соблюдать и процессуальные требования к оформлению такого рода материалов дела. В частности, в силу пункта 5 статьи 90 НК РФ перед получением показаний инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний и сделать отметку об этом в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. При отсутствии такой отметки протокол не может быть принят судом в качестве доказательства, изобличающего вину налогоплательщика.

Вот пример типичной ситуации. В инспекцию поступила письменная жалоба от работника на то, что на предприятии выплачивают часть заработной платы «в конвертах». Эта жалоба и стала основанием для проведения проверки. После этого опрос свидетеля с соблюдением процессуальных норм не проводился. Других подтверждений занижения налогооблагаемой базы инспекция не имела, а поэтому проиграла дело (см. постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2007 г. № Ф09-2769/07-С2).

Также нужно учитывать, что если показания работников носят противоречивый характер и основаны на предположениях, если свидетели употребляют слова «около» и «приблизительно», то налоговики вряд ли смогут убедить суд в своей правоте. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. № А26-5172/2006-28, ФАС Уральского округа от 26 февраля 2007 г. № Ф09-1038/07-С2).

Тем не менее должны предупредить: есть примеры судебных споров, когда свидетельских показаний было достаточно, чтобы суд решил дело в пользу налоговиков. Так, объяснения трех бывших работников внушили суду доверие: они называли точные цифры, подтвердив факт выплаты неофициальной заработной платы. Доказательств наличия каких-либо конфликтов с администрацией либо согласованного характера их действий организация не представила (см. постановление ФАС Уральского округа от 13 июня 2007 г. № Ф09-4306/07-С2).

И все же более опасны для организации-работодателя не показания работников, а документы, свидетельствующие о сокрытии части заработной платы от налогообложения. Так, в одном из случаев вниманию судей инспекторы представили ведомости по выдаче неофициальной заработной платы, расписки людей в ее получении, переданные оперативно-разыскной частью по налоговым преступлениям ГУВД, которые были подтверждены объяснениями работников. На этом основании решение было принято в пользу налоговиков (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2007 г. № Ф04-4334/2007(35760-А70-25)).

Еще один вариант, который часто пытаются использовать контролеры, – определение сумм налогов расчетным путем (в тех случаях, когда, по их мнению, часть зарплаты скрывают от налогообложения).

На практике инспекторы часто пытаются определить сокрытую (по их мнению) базу для зарплатных налогов расчетным путем. Однако это обычно не находит поддержки у судей

Однако арбитражная практика показывает, что применение расчетного метода доначисления ЕСН и НДФЛ поддержкой у судей, как правило, не пользуется. Дело в том, что обязанность доказывать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на принявший его орган. Подавая жалобу в арбитражный суд, нужно в полной мере обосновать свою позицию. Как раз с этим у налоговиков проблемы в основном и возникают. Например, если инспекция говорит о выплате неучтенных денег, она должна доказать, что зарплатные ведомости фальсифицированы и их данные расходятся с показателями расчетных листков (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. № А26-5172/2006-28). Доказательством вины налогоплательщика в подобной ситуации не могут выступать лишь показания работников организации, тем более если в них содержатся предположения и расплывчатые формулировки.

К тому же подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ дает право налоговым инспекторам определять налоговую базу расчетным путем, только если выполнены определенные условия. А именно: налогоплательщик не пустил контролеров на свою территорию для проверки, более двух месяцев не сдавал необходимые для расчета налогов документы, не вел бухгалтерский и налоговый учет или вел его так, что данные не позволяют рассчитать налоги. Во всех остальных случаях налоговики должны руководствоваться данными учета проверяемой компании.

Налоговики, получив контроль над указанными платежами, разрабатывают механизмы роста их поступлений в казну.

Одним из эффективных способов легализации зарплат, обеления базы по страховым взносам (НДФЛ) для своевременной и полной их уплаты являются специально созданные комиссии.

Недавно выпущенное объемное разъясняет обновленный порядок их работы, а также раскрывает зоны риска попадания на комиссию.

Знакомство с письмом позволит оценить степень вероятности вызова на нее и при необходимости применить превентивные меры. Ведь материалы комиссии могут направить в надзорные органы и правоохранителям, также по ее итогам могут назначить выездную проверку.

Принципы работы комиссии

На комиссию вызовут тех, чья деятельность вызвала подозрения: обнаружены факты искажения бухучета, неполной уплаты НДФЛ, взносов, фальсификации отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Также под прицел попадут те работодатели, которые платят своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ или уклоняются от оформления с ними трудовых отношений.

Отбирать указанных лиц будут на основе информации, имеющейся у налоговиков и в информационных ресурсах.

Если фирму заподозрили в недоплате в бюджет, ей пошлют письмо, в котором налоговики сообщат о выявленных противоречиях. Также в письме предложат самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы.

Письмо направят за 30 дней до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам), погашения долга по НДФЛ и страховым взносам установят в количестве 10 рабочих дней со дня получения этого письма.

Если в этом срок плательщик не представит «уточненку», не доплатит налог, взносы и при этом не представит пояснений, объясняющих причины отсутствия оснований для уточнения своих обязательств, то последует письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения ее заседания.

В комиссию по легализации включаются:

Инспекторы возьмут на особый контроль деятельность тех лиц, которые уже побывали на комиссиях. В отношении таких плательщиков станет проводиться ежеквартальный мониторинг представленных ими форм 6-НДФЛ и расчетов по взносам. Также проконтролируют погашение долгов по НДФЛ и взносам, динамику по зарплате и показателями налоговой нагрузки.

Компании (ИП), не устранивших нарушения и не улучшивших свои показатели, вызовут на межведомственную комиссию, созданную при администрации субъекта РФ, а также включат в реестр выездных проверок.

Ранее ФНС упразднила работу комиссий по легализации баз по основным налогам, исключение сделано лишь для НДФЛ. Теперь данная комиссия из-за схожести баз по НДФЛ и взносам направит свои усилия и на улучшение показателей по уплате страховых взносов.

Критерии отбора на комиссию

Отбирать будут по следующим признакам:

1) налоговых агентов:

  • с долгами по уплате НДФЛ;
  • со сниженными поступлениями НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10 процентов: при отборе анализируется динамика с учетом информации о среднесписочной численности и данных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам. Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период, а по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ;
  • с зарплатой ниже регионального среднего уровня по видам экономической деятельности: расчет производится по данным формы 6-НДФЛ исходя из общей суммы доходов, выплаченных физлицам, и среднесписочной численности (особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума);
2) плательщиков страховых взносов, в том числе:
  • с задолженностью по взносам;
  • со сниженными поступлениями относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников: при отборе сравнят исчисленные и уплаченные суммы, отраженные в расчетах по взносам и в 6-НДФЛ, с данными КРСБ;
  • со сниженной численностью работников в течение отчетного периода более чем на 30 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом: при отборе анализируется динамика с учетом данных расчетов по взносам, по форме 6-НДФЛ, справок 2-НДФЛ, информации о среднесписочной численности.
3) индивидуальных предпринимателей, в том числе:
  • на общей системе налогообложения, имеющих низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 формы 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В формы 3-НДФЛ);
  • с профвычетом в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за налоговый период дохода (в форме 3-НДФЛ анализируется отношение показателя стр. 120 к показателю стр. 110 листа В);
4) физлиц, не задекларировавших полученные доходы: отбор происходит по данным информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное);

5) иных плательщиков, в отношении которых предпроверочный анализ выявил налоговые нарушения, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным.

Ранее опубликованное письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит аналогичные критерии отбора на комиссию налоговых агентов по НДФЛ. В новом регламенте (в отличие от старого) предусматривается анализ формы 6-НДФЛ и сверки в динамике ее данных с данными КРСБ и справки 2-НДФЛ. Также новшеством являются условия отбора плательщиков страховых взносов. Здесь сигналом для вызова на комиссию послужат в первую очередь: долги по взносам, падение уровня их перечисления в бюджет, снижение числа персонала более чем на 30 процентов. Сравнивать станут в динамике показатели расчетов по форме 6-НДФЛ и по взносам, а также данные справки и КРСБ. В отношении отобранных претендентов на комиссию налоговики проведут контрольные мероприятия. Об их особенностях — в следующем обзоре рассматриваемого письма ФНС РФ.

Источники информации о плательщике

Налоговики тщательно подготовятся к заседанию: исследуют все возможные источники сведений в отношении отобранных компаний (ИП), а также проведут всесторонний анализ добытой информации.

Названы источники данных для такого анализа:

  • информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);
  • данные, полученные о конкретных сделках от контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • сведения от банков, правоохранителей, фондов, лицензирующих и таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) обществ и из иных источников.
В рамках анализа налоговики:

1) рассчитают налоговую нагрузку плательщика страховых взносов (налогового агента) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,

2) выделят аналогичных лиц и рассчитают их налоговую нагрузку (в случае отсутствия информации исследуют среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),

3) определят аналогичного плательщика взносов (налогового агента) с максимальной налоговой нагрузкой,

4) исследуют отклонения уровня налоговой нагрузки компании (ИП) от максимального значения.

Если проведенный анализ покажет низкий уровень налоговой нагрузки, то инспекторы возьмутся за финансовые потоки претендента на комиссию: исследованию подвергнутся его банковские выписки.

Выписки со счетов инспекторам понадобятся для составления схем движения денежных средств и ведения бизнеса компании (ИП).

Контролеры также посмотрят сделки на предмет их негативного влияния на налоговую нагрузку.

В заключение налоговики сравнят показатели деятельности плательщика с критериями оценки рисков, содержащимися в концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Все аналитические действия инспекторов фиксируются в таблицах (приложения к письму ФНС РФ). Таким образом, на плательщика формируется досье, которое будет в дальнейшем использовано налоговым органом на комиссии.

Результаты работы комиссии

На заседании компании (ИП) предложат пояснить выявленные налоговиками факты возможных нарушений искажений отчетности и уточнить мероприятия, проводимые для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений налоговых норм.

В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае уведомление направят повторно (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

За неявку без уважительной причины могут оштрафовать по ст. 19.4 КоАП РФ: граждан до 1 тыс. рублей, должностных лиц — до 4 тыс. рублей. Также лицам, проигнорировавшим вызов на комиссию, назначат выездную налоговую проверку.

Результаты комиссии могут быть направлены в правоохранительные и иные органы (например, в ОВД, территориальные органы ФМС, Гострудинспекции и другие инстанции).

В отношении полученной информации компетентные органы сами принимают соответствующие решения.

Например, данные о компаниях, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговики ежеквартально станут направлять:

  • на территориальном уровне — органам местного самоуправления;
  • на региональном уровне — органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ для принятия мер согласно их компетенции.?
11.05.2011
Практическая бухгалтерия

На «зарплатную» комиссию приглашаются руководители тех компаний, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности с учетом данных о «низкозарплатных» организациях.

Причем функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам предприятий (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Правовой статус «зарплатной» комиссии

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Такого понятия нет ни в трудовом, ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Как правило, они действуют на основании распоряжения местных органов власти. Так, в Москве подобная комиссия руководствуется приказом УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96 и распоряжением правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, Федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов».

Комиссии, созданные в регионах, руководствуются аналогичными распоряжениями. Но основной документ, который является первоосновой для образования «зарплатных» комиссий, - это рекомендации ФНС России, изложенные в Основных положениях по реализации письма ФНС России от 18 мая 2007 г. № ММ-14-02/220дсп@ «О работе налоговых органов с убыточными организациями», доведенных письмом ФНС России от 30 августа 2007 г. № СК-14-02/343дсп@.

Несмотря на неурегулированность статуса, игнорировать приглашение на «зарплатную» комиссию не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Также материалы компании могут быть переданы в городскую инспекцию труда или префектуру. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф от 2000 до 4000 рублей по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса. Следует отметить, что правильность такого подхода подтверждена и судебными решениями (постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

С другой стороны, раз нет нормативного регулирования действий «зарплатных» комиссий на законодательном уровне, то нет и регламента присутствия на них. Поэтому руководитель может посетить комиссию в компании соответствующих специалистов: бухгалтера, юриста, финансиста, консультанта и т. п. Также представлять предприятие может любой работник на основании доверенности, оформленной должным образом.

Размер заработной платы

Контролирующие органы уделяют пристальное внимание размеру заработной платы, выплачиваемой фирмами своим работникам, потому что оплата труда является основной составляющей базы для начисления страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Если официальная заработная плата сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, то контролеры предполагают, что к такой заработной плате дополнительно выплачиваются денежные средства, которые не учитываются при налогообложении: так называемые выплаты в «конвертах», «теневые» или «серые» зарплаты.

Необходимо отметить, что понятие «среднеотраслевой уровень зарплаты» используется только для статистических данных. Ни трудовым, ни налоговым законодательством такого понятия не предусмотрено.

Трудовое законодательство оперирует понятием «минимальный размер оплаты труда». Так, согласно статье 133 Трудового кодекса, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (ст. 131.1 ТК РФ). Он может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Опасный момент

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Однако игнорировать приглашение не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф, так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Несоблюдение этих положений является нарушением трудового законодательства, что влечет за собой наложение штрафа в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях:

  • на должностных лиц от 3000 до 5000 рублей;
  • на организацию от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Обратите внимание, что минимальный размер оплаты труда, действующий на территории Москвы, составляет (соглашение от 2 декабря 2010 г. «О минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей»):

  • с 1 января 2011 года - 10 400 рублей;
  • с 1 сентября 2011 года - 10 900 рублей.

Размер «среднеотраслевой» зарплаты

На заседание «зарплатной» комиссии приглашаются те руководители, у которых средняя заработная плата в компании оказывается меньше среднеотраслевого уровня.

Определение «среднеотраслевая зарплата», которым оперируют проверяющие, упоминается в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Данным приказом утверждены также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из критериев является «выплата среднемесячной заработной платы на одного работника среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации».

Источники получения информации о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации также определены вышеуказанным приказом:

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • запросы в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

Проанализировав общедоступную информацию о величине «среднеотраслевой зарплаты», можно спрогнозировать и вызов на «зарплатную» комиссию.

Отстоять свою позицию

Приходя на «зарплатную» комиссию, надо быть готовым к тому, что контролеры будут выпытывать причины низкой, по их мнению, зарплаты. Кроме того, они будут пытаться уличить компанию в наличии зарплаты в «конвертах». Следует отметить, что контролеры не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии могут только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Во-первых, комиссию всегда интересует, почему в компании зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли для таких организаций. Напомним, что невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы (выплата зарплаты в «конвертах», использование «серых» схем).

Внимание

Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы. При этом они не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии не вправе доначислять или штрафовать по «домыслам», в их компетенции только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Вариантов ответа может быть много, все зависит от конкретных обстоятельств.

1. Компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства.

2. Временные трудности - универсальная причина, которая также легко объясняется. Например, изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта. И не надо сбрасывать со счетов финансовый кризис, последствия которого до сих пор не преодолены.

3. Наличие совместителей - довольно популярная и объективная причина низкой зарплаты. Как известно, совместители работают не полный рабочий день, поэтому им выплачивается заработная плата только за отработанное время. Но в трудовых договорах зафиксирован вполне рыночный размер заработной платы.

4. Особая система премирования. Такое объяснение подходит для торговых и других непроизводственных компаний, где эффективность сотрудника определяется достигнутым результатом. Например, количеством заключенных сделок или проданной продукции, а не количеством часов, проведенных на работе. Система мотивации подразумевает разделение заработной платы на две части: оклад и бонус. Причем бонусы могут выплачиваться не ежемесячно, а раз в квартал или год, а в некоторых случаях и не выплачиваться совсем, если работником не достигнут определенный результат, зафиксированный в положении о премировании.

Членов «зарплатной» комиссии также интересует причина перехода в компанию работников, у которых зарплата на предыдущем месте работы была выше, чем в настоящее время.

На этот вопрос также можно подготовить несколько вариантов ответов.

1. На работу принят сотрудник, который попал под сокращение у предыдущего работодателя. Вновь принятый работник посчитал, что лучше иметь небольшой (по сравнению с предыдущим местом работы), но стабильный доход, чем быть безработным и жить на пособие.

2. Работника в большей степени интересуют такие критерии, как удобное месторасположение офиса и гибкий график работы.

«Зарплатную» комиссию также интересует такой показатель, как подотчетные суммы. Контролеры считают, что деньги, выдаваемые под отчет, являются скрытой формой заработной платы, особенно если показатели выдачи сумм под отчет достаточно высоки.

В этом случае членам комиссии следует пояснить, что наличные деньги выдаются под отчет в строгом соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ, и Положением о подотчетных средствах, действующим на предприятии. Особое внимание следует обратить на то, что деньги под отчет выдаются только при полном отчете работника за предыдущий аванс. Если понадобится, то в качестве доказательств можно представить локальное Положение о подотчетных средствах, акты проверок кассовой дисциплины, проводимых обслуживающим банком, акты инвентаризации подотчетных средств, авансовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера.

Особые правила

При походе на «зарплатную» комиссию не стоит опасаться, что ваши объяснения войдут в противоречие с объяснениями работников, так как не предполагается приглашать самих работников на заседание «зарплатных» комиссий (письмо ФНС России от 2 декабря 2009 г. № 3-5-04/1774).

Еще одна информация, которая является предметом выяснения на «зарплатной» комиссии, - источник дорогостоящих покупок, которые совершают работники предприятия (квартиры, машины).

В такой ситуации никакие доказательства того, что компания не скрывает выплат, она предъявлять не должна. В бухгалтерском учете предприятия имеются сведения только о тех доходах работников, источником которых является оно само. Доходы, которые сотрудник получает вне работодателя, не являются предметом учета компании. Источник дорогостоящих покупок работника - это дело самого работника. В конце концов, у него может быть дополнительный заработок (по совместительству, по договорам подряда), он может взять кредит в банке или взаймы у друзей, получить наследство или продать старую машину (квартиру). В любом случае доходы сотрудника, получаемые им вне компании, не могут являться предметом интереса и проверки предприятия.

Иногда на «зарплатных» комиссиях просят дать пояснения по поводу выплаты ежемесячных дивидендов. Но такие вопросы возникают в редких случаях, так как дивиденды по общему правилу выплачиваются ежегодно или ежеквартально. Кроме того, они не бывают массовыми, ведь не все работники могут являться участниками или акционерами. Но если проблема возникла, то надо иметь в виду следующее. Чтобы дивиденды признавались таковыми, они должны отвечать понятию дивидендов, а именно выплачиваться из чистой прибыли, которая формируется на основании данных бухгалтерского учета по окончании года. Кроме того, они должны быть оформлены надлежащим образом: протоколами собраний участников или акционеров (ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если все необходимые условия соблюдены, то проблем не будет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2005 г. № А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1).

Напутствие

В заключение необходимо напомнить, что функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Если в компании заработная плата учитывается полностью при уплате страховых взносов, а также НДФЛ, то претензий к ней не будет (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Также следует иметь в виду, что «зарплатная» комиссия оперирует статистическими данными, которые не подходят для всестороннего и полного анализа деятельности фирмы. Кроме того, каждое предприятие ведет свою деятельность индивидуально, действуя на свой страх и риск. Поэтому и подход должен быть индивидуальным, а не усредненным среднестатистическим. И если руководитель предприятия поддастся на уговоры и решит поднять зарплату на вверенном ему объекте, то лучше это сделать не резко, а поэтапно, соблюдая определенный график. Тогда повышение зарплат будет выглядеть обоснованно, и никто не сможет даже подумать о том, что наличие схем все же было.

Второе, единственной причиной, по которой предприниматели платят маленькую з/п, является их безмерная алчность и жадность. Кто не понимает, о чём идёт речь, читайте народные сказки, в которых одним из героев выступает "барин", а также сказу А. С. Пушкина "О попе и его работнике балде".

Третье. Надо установить минимальный размер оплаты труда в государстве не ниже 20 000 р. А всех, кто платит меньше, пожизненно лишать права заниматься предпринимательской деятельность, предварительно приговорив минимум к трём годам общественных работ на самых неквалифицированных работах (дворники, чернорабочие и пр.).

Чего мы добьёмся: 1. Идиоты, вроде автора вышеприведённой статьи, будут заниматься полезным трудом. 2. Мздоимцы и скряги будут заниматься полезным трудом. 3. Отпадёт необходимость в привлечении гастарбайтеров. 4. Простой народ будет работать за достойные деньги.

Наталья

Козлобродов. Да порой имя многое может сказать о человеке. Так может рассуждать, только человек, который сидит на чужой шее и ни за что не несет ответственность, в том числе налоговую.

Налоговая инспекция ведет активную работу по проверкам зарплатных схем. Получить приглашение на «зарплатную» комиссию рискуют организации, установившие для сотрудников низкие заработные платы.

Почему налоговики борются с «теневыми» зарплатами

Для налоговиков «теневая зарплата» - это выплаты работникам, которые работодатель не учитывает при налогообложении. То есть это схема, позволяющая уклониться от уплаты ЕСН, страховых взносов и НДФЛ. Форм «теневых зарплат» множество. По мнению налоговой службы, основные из них - выплаты в «конвертах» и под видом страховых премий. Они вредят и государству, и работникам. Недобросовестные работодатели, обманывая государство, ухудшают при этом социальное обеспечение своих работников. Это касается и пенсий, и больничных, и вычетов по НДФЛ.
Очень важно! Для выплаты «серой» зарплаты необходимы неучтенные (не отраженные по кассе организации) наличные денежные средства. Откуда компания их берет? На этот вопрос и ищут ответ проверяющие, тщательно изучая документы и пытаясь отыскать источники
наличных денежных средств. Их нахождение становится одним из аргументов недобросовестности налогоплательщиков.
К источникам неучтенных денежных средств относят:

  • неполное оприходование выручки;
  • обналичивание денежных средств с помощью фирм-однодневок.

Памятка: В качестве аргументов, свидетельствующих о выплате зарплаты «в конверте», используют свидетельские показания работников, различные ведомости, расчеты (в том числе и в электронном виде), объявления о приеме на работу с обещанием платить большую зарплату.

Что такое «зарплатная» комиссия

«Зарплатные» комиссии были созданы несколько лет назад. На заседаниях комиссии по вопросам легализации заработной платы происходит беседа между представителями налоговой службы и предприятиями (работодателями). Как правило, такие заседания проходят в налоговых инспекциях и при администрациях муниципальных образований.
Вызовы «на ковер» в инспекцию налоговики практикуют, чтобы отдельные работодатели не отставали от роста среднеотраслевого уровня зарплат. Задача - вывести скрытые формы оплаты труда «из тени» и сделать так, чтобы плательщики больше не обманывали государство.
По данным налоговой службы, большинство компаний, побывавших на «зарплатных» комиссиях, повысили оклады работникам до среднеотраслевого уровня. «Непослушным» грозят проверки трудовой инспекции и выездные налоговые проверки с доначислением ЕСН и НДФЛ (исходя из данных по аналогичным компаниям), а также:

  • штраф за неисполнение обязанности налогового агента по ст. 123 Налогового кодекса РФ;
  • штраф за неуплату ЕСН по ст. 122 НК РФ;
  • штраф за неуплату взносов в ПФР по п. 2 ст. 27 ФЗ от 15.12.01 г. № 167-ФЗ.
Пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ устанавливает право налоговых органов определять сумму налога расчетным путем. Этот способ налоговики могут применять в случаях, если организация отказалась допустить инспекторов к осмотру помещений и территорий, либо более двух месяцев не представляет инспекции запрошенные документы, либо не ведет учет доходов и расходов, либо делает это с нарушениями, не позволяющими рассчитать налог.
Обратите внимание! Законодательство не поясняет, каких налогоплательщиков можно считать аналогичными. Средние показатели по всем предприятиям отрасли в данном случае использовать нельзя. По мнению судей, следует выбрать данные по предприятиям того же вида деятельности, с сопоставимой численностью и перечнем должностей работников. Данная позиция указана в Письме ФНС России от 28.07.06 г. № ВЕ-6-04/742.
Для справки: По данным УФНС, чем больше компаний увеличивают «белые» зарплаты после вызова на комиссию, тем выше поднимаются среднеотраслевые показатели.
Мнение налогового консультанта: Доначисление работодателю НДФЛ, который не был им удержан, неправомерно, потому что налог в этом случае должны будут уплатить сами работники (налогоплательщики). Взыскание ЕСН и взносов в ПФР тоже сомнительно. Ведь ЕСН может быть уменьшен на сумму страховых взносов на общем основании. Работодателям и главным бухгалтерам следует помнить, что на сумму выявленной зарплаты «в конвертах» подлежит уменьшению налогооблагаемая база по налогу на прибыль. В результате основная часть взысканного налога может быть компенсирована за счет другого. Но это актуально для прибыльных компаний и «упрощенщиков» с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Критерии отбора «кандидата на комиссию»

Критерии, по которым налоговики оценивают уровень зарплат с 2007 года, изменились. Если в 2006 году инспекторы сравнивали заработные платы с прожиточным минимумом, установленным на территории области для трудоспособного населения, то теперь они формируют списки тех компаний, у которых уровень заработных плат сотрудников ниже, чем средние показатели по виду экономической деятельности, осуществляемой налогоплательщиком.
Данные для анализа берутся как из деклараций по ЕСН, так и из сообщений Росстата по видам экономической деятельности. Уровень средних заработных плат статистическим ведомством определяется отдельно для каждого муниципального образования.
Таким образом, основным критерием для выявления «сомнительных» работодателей является соотношение среднеотраслевой зарплаты и официальной зарплаты работников в компании.
Наибольшее внимание уделяется организациям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю, промышленное производство, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.
Для справки: Если зарплата отдельных работников ниже среднеотраслевой, это не страшно. А вот если до среднеотраслевой «недотягивает» среднемесячная зарплата ни одного работника по организации, вас вызовут на разговор в комиссию.
Оценить уровень зарплат всех организаций проверяющим непросто. В первую очередь обращают внимание на компании, которые допустили следующие нарушения:
1. У организации не совпадают юридический и фактический адреса.
Ответственность за такое несовпадение в законодательстве прямо не установлена. Налоговики решают проверить, не применяют ли такие компании «конвертные» схемы.
Аргументы проверяющих: если фирма ведет деятельность не по месту «прописки», то ей есть что скрывать. Возможно, фирма выплачивает зарплаты «в конвертах». Обнаруживают таких налогоплательщиков в том случае, если ИФНС не дождалась ответа на свою корреспонденцию. Ревизия этих компаний проводится обычно совместно с органами внутренних дел.
Для справки: Организации, у которых не совпадают юридические и фактические адреса, рискуют попасть под проверки и по другим налогам.
2. Зафиксированы нарушения трудового законодательства и сроков уплаты «зарплатных налогов».
Основанием для проверки уровня заработных плат в фирме могут стать: задержка расчетов по зарплате, опоздание или неполное перечисление НДФЛ, ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, использование организацией «подозрительных» форм оплаты труда.

Как работает «зарплатная» комиссия

Прежде чем вызвать руководителя и бухгалтера на комиссию, налоговики посылают в организацию письмо с требованием повысить заработные платы сотрудникам до среднеотраслевого уровня. Суммы, до которых фирме рекомендуется их повысить, инспекторы указывают в письме.
Затем в фирму приходит «приглашение» в инспекцию. При этом инспекторы, как правило, предлагают директору и бухгалтеру явиться с необходимыми документами: штатным расписанием, справкой о начисленной зарплате, приказом о повышении заработной платы и другими кадровыми документами. В конце беседы предупреждают, что, если зарплата в ближайшем будущем не будет соответствовать предложенному уровню, возможны налоговые проверки, ревизии трудовой инспекции и ОБЭП.
Обратите внимание! Законных оснований требовать повышения зарплаты до прожиточного или среднеотраслевого уровня у инспекторов нет. Наказать работодателя можно, только обратившись в суд. Но судьям необходимо представлять конкретные доказательства виновности налогоплательщика. Любые доначисления возможны только, если проверяющие докажут факт выдачи зарплаты «в конвертах». Или обнаружат ошибки (в налоговом учете или отчетности организации), которые привели к недоимке. Такие разъяснения даны в Письме УФНС по Московской области от 23.07.07 № 18-19/0372.
Что еще можно посоветовать? Иметь на руках бухгалтерскую справку по оборотам или выписки из Книги продаж, Книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя. Их можно предъявить председателю зарплатной комиссии в том случае, если ресурсов на повышение зарплаты действительно нет.

Как отвечать на вопросы инспекторов

- Почему в вашей компании зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли для вашего типа предприятий?
- Низкая зарплата - следствие временных трудностей. Объективными причинами могут быть:

  • переоборудование или перепрофилирование производства, сокращение рынков сбыта, неблагоприятная конъюнктура рынка;
  • организация (предприниматель) только начала свою деятельность;
  • в компании много совместителей, занятых неполный рабочий день;
  • на предприятии особая система мотивации персонала (для торговых и других непроизводственных компаний, где эффективность сотрудника
  • зависит не от количества часов, проведенных на работе, а от результата).
- Почему суммарный доход работников по данным справок 2-НДФЛ превышает аналогичный показатель, используемый для исчисления ЕСН?
- Выплаты, которые включаются в налоговую базу по ЕСН, не всегда совпадают с выплатами, включаемыми в доход работников для целей удержания НДФЛ.
- Почему ваша организация выдает так много наличных денег под отчет?
- Наличные деньги под отчет выдаются в организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций и приказом руководителя организации. При необходимости можно представить соответствующие документы: договоры, авансовые отчеты, приходные и расходные ордера и т. п.
Изменение допустимого уровня зарплат по данным УФНС не означает, что всем организациям необходимо каждый месяц пересматривать доходы работников. Показатели, которые доводит до сведения инспекций управление, являются средними по отрасли, но не минимально возможными.

Работа «зарплатных» комиссий в 2008 году

Вызовы «на ковер» в инспекцию налоговики собираются практиковать и дальше. В 2008 году комиссии в своей работе продолжат применять комплексный подход: не просто сравнивать заработные платы компаний со средними показателями по виду экономической деятельности, а анализировать деятельность организации в целом. Это вполне оправданно, поскольку все показатели взаимозависимы: если отраженная в отчетности заработная плата не соответствует реальности, значит, есть искажение прибыли, доходов и иных показателей.
Время незаконной предпринимательской деятельности уходит в прошлое. Поэтому делать шаги в сторону легализации зарплаты и бизнеса в целом надо всем работодателям. Что же касается спорных результатов налоговых проверок, то у налогоплательщиков всегда есть возможность обжаловать решение инспекции в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Эльмира Багаутдинова
эксперт-налоговый консультант УЦ «Раздолье»,
член Палаты налоговых консультантов России

С каждым годом контроль за соблюдением прав работников со стороны государства усиливается. Главное направление контроля - это уровень зарплат. Что такое «зарплатные» комиссии, что делать, если руководство компании вызвали на такую комиссию, расскажем в нашей статье.

Задачи и полномочия «зарплатных» комиссий

В России существуют так называемые «зарплатные» комиссии, которые наделены правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной компаниями заработной платы. Полномочиями по надзору в данной сферы обладают многие органы, начиная с налоговой инспекции, Государственной инспекции труда и заканчивая государственными органами на местах.

В Санкт-Петербурге уже много лет действует Межведомственная комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам содействия легализации трудовых отношений и ликвидации задолженности по заработной плате работникам организаций, находящихся на территории Санкт-Петербурга, аналогичные комиссии созданы при администрациях районов города – для защиты прав работников организаций, находящихся на территории конкретного района Санкт-Петербурга.

Эти комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, состоящими из сотрудников администрации района, а их решения носят рекомендательный характер.

Основными задачами Комиссии являются выявление сведений о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках в выплате, рассмотрение таких ситуаций на заседаниях Комиссии с участием представителей организаций, замеченных в совершении таких нарушений, взаимодействие с надзорными органами в данной сфере (Прокуратура, Государственная инспекция труда, налоговая инспекция, органы внутренних дел), профсоюзами работников и органами статистики. Также Комиссия занимается вопросами легализации трудовых отношений.

Ежеквартально Комиссией проводятся заседания, результаты которых могут быть направлены в контролирующие органы уже для решения вопроса о привлечении работодателя к ответственности и пресечения нарушений в области оплаты труда.

На Комиссию вызывается руководство организаций, которые платят зарплату ниже размера, установленного в регионе. Зачастую за основу берется и средний уровень заработной платы по видам экономической деятельности, который значительно выше минимального размера оплаты труда. Целью таких заседаний является повышение заработной платы сотрудникам компании и вывод из тени «серых» зарплат, ведь от этого зависят суммы НДФЛ и страховых взносов на каждого работника.

Подготовка: отстоять свою позицию

Несмотря на то, что Комиссия является совещательным органом, игнорировать вызов не стоит. Следует подготовить документы, подтверждающие факт начисления и выплаты заработной платы не ниже размера, установленного в регионе. Проще всего предоставить копию штатного расписания.

Идя на «зарплатную» Комиссию, нужно быть готовым к тому, что ее члены будут интересоваться причинами низкой оплаты труда. При этом никаких документов, подтверждающих необоснованность начисленной зарплаты, обычно у контролеров нет, они делают вывод только по общим статистическим данным.

Ответы на вопросы членов Комиссии должны быть развернутыми и подтверждать целесообразность именно такой зарплаты.

Следует исключить намеки на недобросовестность фирмы, указав, например, на начальном этапе существования компании и/или отсутствие прибыли. Временные трудности, в том числе изменение потребностей рынка, снижение сбыта, уменьшение финансирования, тот же финансовый кризис, тоже могут являться причиной невысоких зарплат.

Распространенной причиной небольших зарплат является наличие совместителей либо работа на предприятии на полставки. Это обеспечивает трудоустройство на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам иметь дополнительный доход. Кроме того, у сотрудников может быть особая система премирования, зависящая от результата работы и, например, объема продаж.

Необходимо знать, что приглашение работников фирмы на Комиссию не предполагается, выслушиваются «версии» только со стороны руководства. Сама Комиссия основывается на статистических данных, которые не могут отвечать потребностям конкретного юридического лица. В любом случае предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск.

Результат: соблюсти баланс сторон

По результатам заседания Комиссии руководству фирмы может быть предложено поднять заработную плату сотрудникам и отчитаться об этом.

В данном случае имеет значение то, что решения Комиссии носят рекомендательный характер, то есть не обязательны для исполнения. Но такое решение может быть направлено в тот орган, который имеет полномочия привлечь и юр. лицо, и его руководство за нарушение требований закона, а с 2015 года административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений налагается за каждого работника и в каждом случае составляет от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для ИП и руководителей – от одной до пяти тысяч рублей). Наиболее часто Комиссии сотрудничают с прокуратурами районов города.

Обычно профессионалы советуют исполнять решения Комиссии постепенно, поэтапно повышая заработную плату сотрудникам, ведь в результате увеличится нагрузка по оплате налогов и обязательных платежей. Кроме того, это исключит подозрения в недобросовестности фирмы и позволит понять, какие размеры зарплат работникам доступны для юридического лица в условиях экономической реальности.

Информацию о критериях минимального размера оплаты труда и законодательном регулировании можно узнать из статьи «Берем за основу: минимальная зарплата сотрудников».

В любом случае взаимодействие компании с любым государственным органом или его структурой должно происходить под строгим .

Если у вас есть вопросы, специалисты Альянс-Консалтинг с готовностью проконсультируют вас.